■■■Экономика / 09.02.16■■■■■■■■■

Публикации за 09.02.16

«Прощай, мясо!» / Статистика заметила массовый переход населения на макароны и крупы

«Прощай, мясо!» Статистика заметила массовый переход населения на макароны и крупы

Москва, Февраль 09 (Новый День, Алексей Усов) – Рост цен и снижение реальных доходов отразились на составе продуктовой корзины населения. Жители РФ все реже покупают мясо, рыбу, молоко и молочные продукты – они заменяются крупами, макаронами и яйцами. Населению пришлось сэкономить даже на потреблении овощей: огурцы, помидоры и сладкий перец для многих перешли в категорию «лакомство», а их место в повседневном меню заняли картофель, капуста и свёкла. Усредненные показатели показывают незначительный спад – не в пределах 10%. Однако то, что заметили социологи по заказу ОНФ в начале 2016 года, уже несколько лет реальность для многих групп населения и гораздо в большем объеме: свежие фрукты, овощи, рыба и мясо, вплоть до тривиальной курицы, давно стали «лакомством» для слишком многих жителей страны.

Подорожание мяса на 15% в 2015 году относительно 2014 года привело к сокращению его потребления почти на 2,5%. Еще больше по итогам 2015 года сократилось потребление рыбы и морепродуктов (-12,2% против 2014 года) и замороженных полуфабрикатов (-11,3%). Именно эти категории содержат значимую долю импортной продукции, поэтому и цены последовали за ростом курса валют, сделали вывод социологи по результатам совместного исследования холдинга «» и Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации.

Еще больше по итогам 2015 года сократилось потребление рыбы и морепродуктов (-12,2% против 2014 года) и замороженных полуфабрикатов (-11,3%).

Потребление твердых сыров по итогам 2015 года уменьшилось практически на 10% в основном за счет снижения интенсивности покупки (частоты), но при этом плавленые сыры выросли за счет притока новой аудитории на 12%. Покупатели не готовы отказываться от сыров в целом, поэтому замещают традиционные твердые сыры на мягкие и плавленые. Отметим, что именно в этих категориях сыров наибольший процент «сырных продуктов», то есть имитации сыра.

Население заменяет нехватку мяса, рыбы и молочных продуктов крупами и макаронами: сегмент бакалейных товаров вырос в корзине покупателей на 6% в 2015 году. При годовом росте цен на яйца на 11% их потребление увеличилось на 3%. В «Ромире» и ОНФ благодушно предположили, что это вызвано тем, что потребители стали больше печь дома. Однако чаще специалисты замечают, что яйцами население восполняет нехватку белков – когда не может позволить себе регулярно есть мясо и рыбу.

По потреблению овощей также заметен спад, несмотря на то, что именно в этой сфере сильнее всего увеличилась доля отечественной продукции. Выросло потребление картофеля (+7%), капусты (+11%), свеклы (+8%). Зато помидоры перешли в категорию «лакомств», их покупать стали в среднем на 10% меньше.

Дополнить данные «Ромира» и ОНФ может статистика Росстата и таможни. Накануне ФТС сообщила, что в январе этого года импорт в РФ продовольственных товаров и сырья для их производства сократился на 17,4% по сравнению с январем 2015-го. По сравнению с январем 2014-го импорт продовольственных товаров сократился почти в два раза. Ограничение импорта из некоторых стран привело к сокращению конкуренции на рынке, что развязало руки, во-первых, зарубежным поставщикам, не подпавшим под эмбарго, во-вторых, отечественным производителям. У них появилась возможность поднять цены на свою продукцию. Более того, некоторые отечественные производители тоже ориентировались на курс валют, ссылаясь то на подорожавшие оборудование и посевные материалы, то на «упущенную» выгоду, ведь на внешнем рынке они могли продать свою продукцию по более высоким ценам, чем на внутреннем, напоминает «».

По последним данным Росстата, в январе 2016-го продовольственная инфляция составила 9,2% по сравнению с январем 2015-го. Однако если взять данные официальной статистики за последние два года, то продовольственные товары в среднем стали дороже на треть.

В Росстате заметили и отклонение от норм потребления различных продуктов. Другими словами – в правительственных структурах внезапно заметили, что население сильно недоедает. По рекомендации Минздрава потребление мяса и мясопродуктов должно составлять от 70 до 75 кг на человека в год, рыбы и рыбопродуктов – от 18 до 22 кг на человека в год, молока и молочных продуктов – от 320 до 340, овощей и бахчевых (без учета картофеля) – от 120 до 140, фруктов и ягод – от 90 до 100. При этом еще в 2014 году был выявлен хронический дефицит ключевых продуктов в рационе населения. Молочных продуктов и молока жители РФ употребляли в год 244 килограмма на человека – на 76 кг меньше нормы. Овощей (без учета картошки) – 111 кг вместо 120-140 кг, фруктов всего 64 кг – на треть меньше нормы.

Менее заметно отклонение от нормы в потреблении мяса и рыбы. Например, по мясу и мясопродуктам жители последние несколько лет в норму все-таки укладываются. Правда, за счет некоторых статистических уловок: в данном случае Росстат принимает в расчет потребление субпродуктов второй категории, а также жира-сырца. В случае с рыбой Росстат с 2013 года учитывает ее потребление не в товарном, а только в сыром весе, что сразу дает благополучные результаты.

Официально признанное госструктурами снижение потребления ключевых продуктов отображается в усредненных данных – по всем категориям населения, включая те, что не отказались от статусного потребления. С учетом мелкого жульничества госстатистики с подменой показателей, итоговая картинка пока не выглядит слишком тревожной.

Между тем еще к середине 2015 года замглавы кабинета министров . Численность бедняков достигла 22 миллионов человек, притом, что бедняками считаются те, кому не хватает средств даже на еду. Впрочем, критерии оценки бедности заметно различаются у разных исследователей, хотя спекуляций с этим меньше, чем при попытках определить «средний класс». Прирост количества бедняков только в первом квартале 2015 года на 3,1 миллиона человек превысил этот же показатель первого квартала 2014 года.

Основной реакцией населения в кризис стала экономия, причем значительное количество граждан РФ стали экономить на еде – недоедать или переходить на субпродукты стали и те, кто раньше проходил по категории среднеобеспеченных. Это проявилось даже в повседневной речи.

«В русский язык незаметно вернулись слова бедности. Слова голода, страха и безысходности. Необязательно прямо спрашивать людей, хорошо ли им живется – достаточно послушать, какими словами они описывают свою новую жизнь» – . К примеру, в речь населения вернулось слово «лакомиться», которое употребляют люди, ограничивающие себя в тратах на еду. Слово «лакомиться» почти всегда употребляют пенсионерки, рассказывая о свое рационе: «С пенсии покупаю себе курицу полакомиться». Это слово, употребляемое в отношении регулярных продуктов, а не деликатесов, безошибочно указывает на бедность и даже нищету носителя. Внезапно в 2015 году население массово стало «лакомиться» фруктами, мясом, творогом, рыбой, шоколадом. Заодно потребители снова стали использовать для продуктов уменьшительно-ласкательные суффиксы, выдающие подобострастное отношение к продуктам: «молочко», «мяско», «яблочко».

© 2016, РИА «Новый День»

Метки

В рубриках

/ / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
24СМИ
MarketGid
RedTram
Loading...
Flag Counter