Российский бюджет лишился 37 млрд рублей от технологических потерь на месторождениях компании «Роснефть». Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», свидетельствуют данные исследования, которые обнародовал генеральный директор группы компаний «Метапроцесс» Кирилл Лятс*.
РИА «Новый День» приводит эту публикацию полностью:
Правила учета нефти на месторождениях «Роснефти» были серьезно изменены в ноябре 2016 года. До этого момента действовало Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 № 451, в соответствии с п.10 которых учёт нефти в целях налогообложения должен производиться по каждой скважине. В этом случае учет потерь фиксировался бы по каждой скважине и можно было бы легко найти несанкционирвоанную «утечку» нефти. Норматив и был введен специально с целью минимизировать неучтённые потери нефти при добыче и подготовке к сдаче для транспортировки. Эта норма ужесточала требование к работе добывающих компаний в части сокращения технологических потерь и прямых хищений. Однако «Роснефть» с этим не согласилась.
Через рабочую группу Минэнерго «Роснефть» пролоббировала изменение этой нормы таким образом, что в результате недропользователь может считать добытую нефть по п.10 Правил не по отдельной скважине, а в целом по всем объектам месторождения. Изменения зафиксированы в совместном письме Минэнерго и Минфина РФ, а также в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2016 № 1271.
Таким образом «Роснефть» добилась для себя важных преференций – данная схема учета позволяла не включать потери (и хищение) нефти от устья скважины до места установки общего счетчика, между которыми могут находиться несколько километров труб, десятки фланцев и емкостей.
А в начале 2017 года Минэнерго утвердило нормативы технологических потерь для «Транснефти» и «Роснефти», предложенные совместным письмом министру Новаку от руководителей госкомпаний Токарева и Сечина от 16.02.2017.
По этому определению «Транснефть» ко второму кварталу 2018 года должна снизить технологические потери при транспортировке до 0,11%, к четвертому кварталу 2020 года – до 0,09%. Для предприятий «Роснефти» (рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 года) постановление определяло потери: к третьему кварталу 2017 г. – до 0,14%, ко второму кварталу 2018 г. – до 0,12%.
Собственно, после этого реальные технологические потери «Роснефти» выросли в разы.
3 млн тонн добытой нефти не донесли до трубы
Как считали потери. Взяв за основу нормативные данные Минэнерго по допустимым потерям на месторождениях «Роснефти», эксперты сравнили их с реальными потерями сырья. Хотя компания данные нигде не приводит, их удалось легко посчитать, используя открытую информацию. Оказалось, что сверхнормативные потери нефти на предприятиях «Роснефти» составляют отнюдь не 0,12 -0,14%, как определено Минэнерго.
Из таблицы 1 ниже видно, что цифра суммарной добычи холдинга «Роснефть» расходится с цифрой реальной транспортировки жидких углеводородов, добытых компаниями холдинга, на 3 млн т. Эту нефть – 1,3% от всего объема добытой предприятиями компании – приходится отнести к потерям и прямым хищениям, 3 млн тонн нефти, которые «не донесли» до магистральной трубы (!). Это в 3 раза больше, чем средние технологические потери по месторождениям Западной Сибири и Казахстана и в 10 (!) раз больше, чем нормативы Минэнерго.
В 2017 году согласно официально отчету «Роснефть» добыла 225,5 млн т жидких углеводородов (ЖУВ). В таблице 1 приведено сравнение общей добычи ЖУВ «Роснефтью» и реальной сдачи ЖУВ в трубопроводную систему «Транснефти» и для перевозки в РЖД по компаниям, входящим в структуру «Роснефти» (данные взяты с сайтов «Роснефти», отчетов РЖД и «Транснефти»).
Каков реальный объем нефти, не учтенной в налогооблагаемой базе «Роснефти», оценить невозможно, потому что «Роснефть» правдами и неправдами добилась для себя изменения правил учета добытого сырья. Равно как и указанные 3 млн тонн технологических потерь можно и дальше смело удваивать, а то и утраивать, так как измененная схема учета это легко позволяет. Именно для этого и выбивались целевые преференции по правилам учета, позволяющие скрыть царящую в «Роснефти» бесхозяйственность и хищения.
Потери бюджета от недосдачи «Роснефти» – 37 миллиардов
Потери консолидированного бюджета от такого «недоноса» эксперты оценивают в 37 млрд рублей. В Таблице 2 приведена оценка потерь бюджета от увода из-под налогообложения 3 млн т нефти в системе «Роснефти.
Доступных данных недостаточно, чтобы оценить, какая часть потерь нефти относится к естественным технологическим потерям, а какая к «неестественным». Сюда, например, можно отнести значительные потери при разливах, периодически происходящие на месторождениях «Роснефти». При этом речь не о криминале, когда вина полностью лежит на жуликах, решивших поживиться халявной нефтью или керосином. Проблемы исключительно в некачественно произведенных строительно-монтажных работах или плохом содержании трубопроводов. На одном только Ванкорском месторождении ежегодно проливаются сотни тонн, нанося колоссальный ущерб экологии и российскому бюджету. И это еще не считая ущерба окружающей среде от 100-процентного сжигания сопутствующего газа… Последние крупные аварии – март 2016 года, июнь 2017 года (см.фото).
Однако не всё течет в почву и портит воздух. Значительную часть «неестественных» потерь можно отнести к целенаправленному уводу от налогообложения для дальнейшей переработки на мини-НПЗ. Но! В Сибири действует несколько десятков таких предприятий, которые, как показано в работе «Мини НПЗ», могут быть рентабельными только при наличии «левого» сырья и «левой» же системы сбыта.
В этой связи представляет интерес список лиц, принимающих ключевые решения в «Роснефти» по вопросам учета добытой нефти и контроля за ее поставками:
Эрик Морис Лирон, первый вице-президент, куратор блока «Добыча» (гражданство Франции);
Зелько Рунье – вице-президент по шельфовым проектам ПАО «НК «Роснефть» (гражданство Хорватии);
Эмерсон Джозеф Миленски, директор Департамента нефтегазохимии в ранге вице-президента (гражданство США);
Йорг Тумат, директор Департамента трейдинга газа и продуктов переработки газа (гражданство Германии);
Дидье Касимиро,вице-президент по переработке, нефтехимии, коммерции и логистике (гражданство Бельгии);
Аврил Конрой, вице-президент по развитию розничного бизнеса и внутреннего рынка (гражданство Ирландии).
Ни один из этих людей не имеет гражданства России. В свете последних санкционных событий это накладывает дополнительный отпечаток на взаимоотношения как внутри компании, так и на все вопросы, связанные с экономической безопасностью страны.
В материале использованы материалы агентств ИнфоТЭК-аналитик, Интерфакс-АНИ, Аргус, Платтс, Нефтекомпас, данных годовых отчетов НК «Роснефть», НК «Башнефть» и др.
Конечно, в этих расчетах учтено далеко не все. Например, нет бюджетных платежей РЖД и Транснефти за перевозку, нет налогов на зарплаты и многого другого. Но цифра и без любимого в Роснефти «синергетического эффекта» впечатляет.
Основные выводы исследования
В системе НК «Роснефть» «исчезло» более 3 млн т нефти еще до попадания в магистральную трубу;
Потери в компании составили 1,3% общей нефтедобычи, что в 3 раза больше показателя среднего по отрасли, в 10 раз больше норматива Минэнерго;
Общий эффект потерь «Роснефти» для бюджета составил 37 млрд рублей;
Пролоббированная «Роснефтью» схема учета позволяет не включать потери и хищение добытой нефти от устья скважины до счетчика, между которыми могут находиться несколько километров труб и десятки «левых» мини-НПЗ.
Москва, служба информации РИА «Новый День»
Москва. Другие новости 22.04.18
Ураган в Москве: поваленные деревья и сорванные крыши, есть погибшие. / Ушла из жизни звезда фильма «Любовь и голуби» Нина Дорошина. / Британские СМИ: в деле Скрипаля определились подозреваемые. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2018, РИА «Новый День»