■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 30.06.14 (Архив)

Пропагандистская ловушка / Война и мир: Кремль и «фашисты» – Киев и «террористы»
Архив

Пропагандистская ловушка Война и мир: Кремль и «фашисты» – Киев и «террористы»

Москва, Июнь 30 (Новый Регион, Владимир Инютин) – Кремль неожиданно сам для себя, но ожидаемо для постороннего наблюдателя, угодил в пропагандистскую ловушку. На прошлой неделе, в том числе с подачи высшего руководства РФ, произошло несколько заметных событий, которые совершенно логично сыграли против Кремля и его пропагандистской машины, когда Москва вдруг захотела мира с украинскими «фашистами».

Об этом в рамках пишет в авторской колонке главный редактор московской редакции РИА «Новый Регион» Владимир Инютин.

Пропаганда присутствует в жизни любого государства, руководство которого пытается оправдать свои действия как со знаком плюс, так и со знаком минус. Информационное воздействие на умы масс можно называть по-разному. Специалисты по информационным технологиям и манипуляциям определяют это как «социальная инженерия», но суть в общем-то одна. При этом помимо своей основной функции – промывания мозгов населения в нужном русле, пропаганда иногда или часто (зависимости от грамотности ее исполнителя и заказчика) попадается выстроенную собой же ловушку.

Условно пропаганду можно разделить на позитивную с защитой общечеловеческих ценностей, воспитание патриотизма, спортивного образа жизни и прочее, и негативную – создание образа врага, оправдание собственного негатива и т.д . В обоих случаях требуется чувство меры и профессионализм, чтобы информационная кампания не играла против своего же автора, а события и комментарии в рамках пропагандисткой линии выглядели «обычными», само собой разумеющимися.

Что касается «позитивного перебора», то в этом отношении для меня является примером акция «георгиевская ленточка», начавшаяся более 10 лет назад. Я в общем-то сторонник таких патриотических символов, но лично меня отпугнула навязчивость кампании по ее продвижению. С другой стороны, когда киевские пропагандисты начали называть русских и вообще граждан России «колорадами», мне вдруг очень захотелось стать таким «колорадом».

В пропаганде, нацеленной на негатив, опять же нужны мера и профессионализм, поскольку думающая часть общества умеет отделять факты от их интерпретации, которую можно повернуть в любую сторону. Яркий пример последних месяцев – информационная война вокруг Украины. Кремль и Киев настолько тщательно старательно строили друг из друга образ врага, что фактически не оставили себе шансов на мирное завершение конфликта. Более того, ситуация развернулась таким образом, что больно ударила по реноме обоих сторон.

Накануне визита в Вену, где позже было подписано соглашение о строительстве австрийской ветки «Южного потока», президент РФ Владимир Путин официально отказался от мандата на введение войск в Донбасс для защиты русских и русскоязычного населения Украины, где идет, по его же определению, та самая «карательная операция» «киевской хунты» против граждан собственной страны. Решение, явно рассчитанное на внешнего потребителя, в данном случае европейского, как любят говорить в Кремле, «партнера», очень спорно было воспринято внутри России. Судя по результатам опроса «Левада-центра», почти половина (40%) жителей России не поняли этой мирной инициативы российского президента, который с помощью пропагандисткой машины готовил всю страну к войне за правое дело.

Почти одновременно с отказом от ввода войск в «братскую» Украину появилось интервью патриарха российской политики, бывшего главы МИДа и правительства РФ Евгения Примакова, который открытым текстом сказал следующее: российская пропаганда в создании образа врага на Украине явно перебощила.

«Мы несколько перебарщивали в освещении событий… Общий тон был такой, как будто мы готовим страну к войне. Если некоторые недовольны – это потому что они находятся под влиянием пропаганды, которая была», – констатировал он.

Надо сказать, что к мнению Примакова прислушалась не только пропагандистская машина. Его услышали и в Кремле. На заявление советника президента РФ Сергея Глазьева о «нацисте Порошенко» последовал однозначный ответ пресс-секретаря главы российского государства Дмитрия Пескова, общий смысл которого сводился к следующему – мол, это не есть официальная позиция Москвы.

Более того, из МГУ уволен «ястреб» российской политологии – создатель и идеолог Международного евразийского движения Александр Дугин, который активно выступал за ввод российских войск на Украину для защиты самопровозглашенной Новороссии.

Последние два события на фоне того, что кремлевская пропаганда готовила страну к войне, кажутся очень странными. Не удивительно, что эти новые обстоятельства укрепят недовольных решением Путина отказаться от ввода войск как планомерной сдачей позиций, или проще говоря, – предательством.

Так или иначе, в конце прошлой недели тональность российского ТВ явно смягчилась. На первые места в выпусках теленовостей в кои-то веки стали попадать внутрироссийские новости или международные события не из Украины. Почти ничего не говорится о «хунте» в Киеве, такое определение, как «карательная операция» украинских силовиков, также фактически пропала из телеэфира. Получилось следующее – официальная Москва, а вслед за ней и кремлевская пропагандистская машина, стала стремиться к миру с «фашистами». Прямо-таки нелицеприятный казус, парадокс…

Впрочем, такие казусы и парадоксы вполне привычны для исключительно внутренней пропаганды. Последний случай произошел совсем недавно, когда Госдума в лице парламентского большинства из «Единой России», где так любят бороться за защиту детей, отказалась принять полезный закон о тяжелобольных детях, для которых предлагалось закупать дорогостоящие лекарства из федерального бюджета. Казалось бы, выгода для бюджета тут очевидна – большая оптовая партия лекарств стоит дешевле, чем такое же количество препаратов в розницу, как сейчас закупают регионы. В итоге все осталось как есть – власти на местах не способны обеспечить лечение всем, кому это необходимо.

Такие парадоксы происходят постоянно и во всех сферах. Мне то и дело вспоминается бредовая ситуация, когда в январе 2013 года та же самая Госдума почти единогласно проголосовала за «развал России». Тогда представители всех фракций, разумеется, кроме «ЕР», накануне голосования по закону о новых правилах выборов губернаторов, которые фактически возвращают систему назначения глав регионов, высказали опасения, что при такой политике России угрожает распад на удельные княжества. Но против проголосовали всего 10 парламентариев, а за – были 403 депутата. И получилось, что Госдума осознанно выбрала путь распада России...

Но вернемся к Украине, которая благодаря кремлевской пропаганде стала темой номер один в России. Киевская пропаганда, как и кремлевская, страдает ровно тем же заболеванием, но с одним очень большим осложнением. Опора на непротиворечащие реальности постулаты слабовата. Судите сами по войне в Донбассе:

Парадокс №1. Украинские сторонники «свободы слова» (!) и «демократии» (!) готовы убить (!) всех несогласных с собой сограждан.

Парадокс №2. Люди, пришедшие к власти после вооруженного государственного переворота, расправляются с теми, кто захотел пойти по их же стопам, и называют своих противников «террористами».

Эти два аспекта разрушают все остальные посылы киевской пропаганды, которая изначально основывается на весьма сомнительной почве. Но в любом случае, умалчивание фактов о гибели мирных граждан, которых также называют «террористами-сепаратистами», нужная Киеву трактовка событий приводит к тому, что граждане Украины живут параллельной реальностью, в которой москали и Россия являются источниками всех их украинских бед. При этом старательность киевской пропаганды в создании «врага» из России тоже ведь привела к тому, что мирные переговоры для президента Украины Петра Порошенко с «террористами-сепаратистами» фактически будут означать политическое самоубийство.

Впрочем, любая пропаганда всегда обращает внимание только на то, что ей выгодно замечать, и делает такие акценты при освещении событий, которые опять же ей выгодны. В этой ситуации возникает очевидный запрос действительно независимые СМИ, на взвешенный неангажированный подход к освещению событий, где факт является главным составляющим, а «белое» не превращается в «черное», а «черное» – в «белое». Это явление в условиях информационной войны достаточно редкое, но такой подход, как минимум, позволяет выводить любую пропаганду, что называется, на чистую воду, и не попадаться в такие ловушки.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Метки

/ / /

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
24СМИ
MarketGid
RedTram
Loading...
Flag Counter