■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 12.12.14 (Архив)

Андрей Фефелов: «Кремлевской пропагандой» занимается только телевидение / В Америке инакомыслие загоняется в маргиналитет
Архив

Андрей Фефелов: «Кремлевской пропагандой» занимается только телевидение В Америке инакомыслие загоняется в маргиналитет

Москва, Декабрь 12 (Новый День – Новый Регион, Софья Метелкина) – Понятие российской пропаганды шире, чем «кремлевская». Информационное поле в России неоднородно, существует не только мнение центральных телеканалов. В то же время США загоняет инакомыслие в маргиналитет, их пропаганда тоталитарна и примитивна. Такое мнение в интервью высказал публицист, главный редактор интернет-телеканала «День», заместитель главного редактора газеты «Завтра» Андрей Фефелов в рамках спецпроекта

Понятие «российская пропаганда» – это такое обобщение, как и «западная пропаганда». Конечно, сейчас такое время, когда все СМИ не собраны в единую систему Агитпропа – как это было у нас в советское время. Тогда информационный поток действительно контролировался из ЦК КПСС. Так это было, кстати, и в период Перестройки, когда советское сознание разрушалось при помощи стенобитной пропагандисткой машины под руководством Александра Яковлева.

Сейчас другие времена, и можно говорить только о некой единой политике основных телевизионных каналов, которые по-прежнему являются главным инструментом информационного воздействия на общество. И если мы говорим о государственной пропаганде, то мы говорим лишь о телевизионной составляющей. Российские каналы телевидения действуют достаточно синхронно и слаженно, выполняя государственный заказ. Это, конечно, «кремлевская пропаганда» чистой воды, по которой можно понять основные чаяния, основные смыслы, основные задачи российской власти.

Все, что вне центрального телевидения – например, газета «Завтра», интернет-канал «День-ТВ», или кабельный «Дождь» (т.е. другие сегменты информационной среды), то они свободно несут в массы свою точку зрения, свои представления. Влияние этих ресурсов ограниченно, но они разнообразят и дополняют собой информационный фон, делая его неоднородным и многомерным, отчасти парадоксальным. Поэтому говорить о «кремлевской пропаганде» можно применительно лишь к центральному телевидению. Что наблюдалось, кстати, и при Борисе Ельцине. Тогда, правда, телевидение пропагандировало другие ценности, отстаивало другие интересы, было абсолютно по идеологии либеральным, во многом русофобским.

США и Европу в плане свободы СМИ нельзя мерить одной меркой «западной пропаганды». В Европе больше инвариантности и разночтений. При этом больше формальных ограничений на высказывание. Например, в некоторых странах ЕС отрицание Холокоста грозит реальным тюремным сроком. Также под угрозой преследования критика геев и лесбиянок. То есть на лицо «диктатура толерантности». При этом высказывания в отношении кризиса на Украине весьма разнятся по тону и смыслу. Расколотость европейского общественного мнения дает о себе знать в СМИ, в том числе и телевизионных.

В США формальных ограничений гораздо меньше. По сути запрещен только прямой призыв к насилию. При этом основная трактовка мировых событий весьма однообразна, и является по сути пропагандой, не предусматривающей существенных отклонений от генеральной линии. Инакомыслие там загоняется в полный маргиналитет, то есть альтернативное мнение опускается ниже уровня плинтуса, становится нерукопожатным и экзотичным. Это в лучшем случае. Иногда инокомыслие преследуется напрямую, физически. Альтернативный источник информации уничтожается, блокируется или берется под контроль. Иногда чья-то невидимая рука просто перекрывает вентиль, как в случает с Russia Today.

Америка – это наиболее тоталитарная страна современного мира. По факту, она таковой является и будет оставаться в ближайшем будущем. В этой ситуации США используют грубые пропагандистские методы. Вообще, американская пропаганда основана на том, что возникает некий образ, картинка, а вокруг него начинаются дикие пляски, камлания, истерия. Например, Колин Пауэлл, потрясая каким-то анализом мочи в Конгрессе, создал миф об оружии массового уничтожения Саддама Хуссейна. Также и события 11 сентября исследовались и преподносились только в определенном, официальном ключе.

Здесь все просто: американская пропаганда всегда бьет наотмашь. В этом смысле у них учились украинцы, потому что любой фейк способен в этой парадигме играть роль важного фактора, имеющего политические последствия. Любой казус, который с силой вбрасывается в общественное сознание, становится частью мировоззрения миллионов. При этом уже через неделю этот ложный факт опровергается «мелким шрифтом» на последней полосе газеты. Но это ничего не меняет. В сознании масс уже устоялся определенный образ, определился тот или иной контекст. Поэтому-то их пропаганда очень примитивна по сути – так же, как примитивна основная американская аудитория.

Пользователям Интернета кажется, что весь мир сошелся на Интернете, что мировая сеть является основным полем интеллектуальной и политической борьбы. На самом деле это не так. В Интернете сконцентрирована небольшая и, быть может, не лучшая часть человечества. Конечно Сеть, это альтернативный свободный источник информации – но в этом как раз и сила, и слабость Интернета. Избыточность информации, которая протекает через Сеть, глушит и обесценивает саму информацию.

Это одна из проблем, которую обозначил в свое время Элвин Тоффлер в своем знаменитом произведении «Футурошок» – когда совершенно невозможно сориентироваться в потоке информации, то есть нельзя понять, что правда, что – ложь, что – фейк, что – откровение. Это первое.

Во-вторых, Интернетом пользуются миллионы, но в информационно-политическом аспекте его использует очень узкая прослойка людей. Эта узкая прослойка считает, что она пуп мира и доминирует в деле формирования мыслеобразов. Это не так – телевидение по-прежнему является оружием воздействия на массовое сознание, а Интернет не столь влиятелен и тотален.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Метки

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
MarketGid
RedTram
Loading...
Flag Counter