российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 28 марта 2024, 20:20 мск

Новости, Кратко

Архив
Андрей Фефелов: «Кремлевской пропагандой» занимается только телевидение В Америке инакомыслие загоняется в маргиналитет

Понятие российской пропаганды шире, чем «кремлевская». Информационное поле в России неоднородно, существует не только мнение центральных телеканалов. В то же время США загоняет инакомыслие в маргиналитет, их пропаганда тоталитарна и примитивна. Такое мнение в интервью NDNews высказал публицист, главный редактор интернет-телеканала «День», заместитель главного редактора газеты «Завтра» Андрей Фефелов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

Понятие «российская пропаганда» – это такое обобщение, как и «западная пропаганда». Конечно, сейчас такое время, когда все СМИ не собраны в единую систему Агитпропа – как это было у нас в советское время. Тогда информационный поток действительно контролировался из ЦК КПСС. Так это было, кстати, и в период Перестройки, когда советское сознание разрушалось при помощи стенобитной пропагандисткой машины под руководством Александра Яковлева.

Сейчас другие времена, и можно говорить только о некой единой политике основных телевизионных каналов, которые по-прежнему являются главным инструментом информационного воздействия на общество. И если мы говорим о государственной пропаганде, то мы говорим лишь о телевизионной составляющей. Российские каналы телевидения действуют достаточно синхронно и слаженно, выполняя государственный заказ. Это, конечно, «кремлевская пропаганда» чистой воды, по которой можно понять основные чаяния, основные смыслы, основные задачи российской власти.

Все, что вне центрального телевидения – например, газета «Завтра», интернет-канал «День-ТВ», или кабельный «Дождь» (т.е. другие сегменты информационной среды), то они свободно несут в массы свою точку зрения, свои представления. Влияние этих ресурсов ограниченно, но они разнообразят и дополняют собой информационный фон, делая его неоднородным и многомерным, отчасти парадоксальным. Поэтому говорить о «кремлевской пропаганде» можно применительно лишь к центральному телевидению. Что наблюдалось, кстати, и при Борисе Ельцине. Тогда, правда, телевидение пропагандировало другие ценности, отстаивало другие интересы, было абсолютно по идеологии либеральным, во многом русофобским.

США и Европу в плане свободы СМИ нельзя мерить одной меркой «западной пропаганды». В Европе больше инвариантности и разночтений. При этом больше формальных ограничений на высказывание. Например, в некоторых странах ЕС отрицание Холокоста грозит реальным тюремным сроком. Также под угрозой преследования критика геев и лесбиянок. То есть на лицо «диктатура толерантности». При этом высказывания в отношении кризиса на Украине весьма разнятся по тону и смыслу. Расколотость европейского общественного мнения дает о себе знать в СМИ, в том числе и телевизионных.

В США формальных ограничений гораздо меньше. По сути запрещен только прямой призыв к насилию. При этом основная трактовка мировых событий весьма однообразна, и является по сути пропагандой, не предусматривающей существенных отклонений от генеральной линии. Инакомыслие там загоняется в полный маргиналитет, то есть альтернативное мнение опускается ниже уровня плинтуса, становится нерукопожатным и экзотичным. Это в лучшем случае. Иногда инокомыслие преследуется напрямую, физически. Альтернативный источник информации уничтожается, блокируется или берется под контроль. Иногда чья-то невидимая рука просто перекрывает вентиль, как в случает с Russia Today.

Америка – это наиболее тоталитарная страна современного мира. По факту, она таковой является и будет оставаться в ближайшем будущем. В этой ситуации США используют грубые пропагандистские методы. Вообще, американская пропаганда основана на том, что возникает некий образ, картинка, а вокруг него начинаются дикие пляски, камлания, истерия. Например, Колин Пауэлл, потрясая каким-то анализом мочи в Конгрессе, создал миф об оружии массового уничтожения Саддама Хуссейна. Также и события 11 сентября исследовались и преподносились только в определенном, официальном ключе.

Здесь все просто: американская пропаганда всегда бьет наотмашь. В этом смысле у них учились украинцы, потому что любой фейк способен в этой парадигме играть роль важного фактора, имеющего политические последствия. Любой казус, который с силой вбрасывается в общественное сознание, становится частью мировоззрения миллионов. При этом уже через неделю этот ложный факт опровергается «мелким шрифтом» на последней полосе газеты. Но это ничего не меняет. В сознании масс уже устоялся определенный образ, определился тот или иной контекст. Поэтому-то их пропаганда очень примитивна по сути – так же, как примитивна основная американская аудитория.

Пользователям Интернета кажется, что весь мир сошелся на Интернете, что мировая сеть является основным полем интеллектуальной и политической борьбы. На самом деле это не так. В Интернете сконцентрирована небольшая и, быть может, не лучшая часть человечества. Конечно Сеть, это альтернативный свободный источник информации – но в этом как раз и сила, и слабость Интернета. Избыточность информации, которая протекает через Сеть, глушит и обесценивает саму информацию.

Это одна из проблем, которую обозначил в свое время Элвин Тоффлер в своем знаменитом произведении «Футурошок» – когда совершенно невозможно сориентироваться в потоке информации, то есть нельзя понять, что правда, что – ложь, что – фейк, что – откровение. Это первое.

Во-вторых, Интернетом пользуются миллионы, но в информационно-политическом аспекте его использует очень узкая прослойка людей. Эта узкая прослойка считает, что она пуп мира и доминирует в деле формирования мыслеобразов. Это не так – телевидение по-прежнему является оружием воздействия на массовое сознание, а Интернет не столь влиятелен и тотален.

Москва, Софья Метелкина

Москва. Другие новости 12.12.14

Михаил Бударагин: Основную пропаганду ведут корпорации. На этом фоне конфликт России и США – это просто милые бранятся. / Алексей Сахнин: Ответственность за пропаганду лежит на мейнстриме. Эффект поляризации упрощает любую проблему до предела. / Александр Кофман: Российские СМИ не используют грязных методов. Киев перенял приемы западной пропаганды. Читать дальше

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках / Метки