■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 24.04.15 (Архив)

Алексей Кунгуров: Россия позорно проиграла информационную войну / Пропаганда становится совершенно шизофренированной: невозможно одновременно дружить с Западом и с ним же воевать
Архив

Алексей Кунгуров: Россия позорно проиграла информационную войну Пропаганда становится совершенно шизофренированной: невозможно одновременно дружить с Западом и с ним же воевать

Москва, Апрель 24 (Новый День – Новый Регион, Софья Метелкина) – Россия проигрывает информационную войну: одновременно дружить с Западом и воевать с ним невозможно. В то же время пропаганда на Западе традиционно настроена антироссийски, чтобы отвлечь население от своих проблем, вместо «украинской» же пропаганды существует американская. Такое мнение специально для высказал политтехнолог и публицист Алексей Кунгуров в рамках спецпроекта

Я, как практик, буду говорить только о практических вещах, отвлеченную философию отставлю политологам и прочим болтологам. Главная особенность информационной политики государства в том, что никакой политики нет в принципе. Политика – есть способ достижения долгосрочных целей. У российской политики никаких долгосрочных целей нет и никогда не было.

Долгосрочным у нас называется планирование на 3-5 лет, в то время как в Советском Союзе, начиная с конца 1920-х годов, правительство смотрело вперед на 15-20, причем это было не стратегическое, а среднесрочное планирование.

Судите сами. После Курской битвы из Красной Армии стали в массовом порядке демобилизовывать инженеров-геологов (в основном, они служили в саперных частях), потому что надо было осваивать Сибирь. Целенаправленная разведка потенциальных нефтяных месторождений Приобья началась еще во время войны, а первая промышленная нефть была получена в 1964 году. В начале 70-х было принято стратегическое решение об освоении Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Через 30 лет именно сибирская нефть и газ стали базисом 15-летней путинской стабильности. Проектные изыскания по Саяно-Шушенской ГЭС начались в 1956 году, первый гидроагрегат запустили в 1978-м, завершилось строительство только в 2000-м. Подобные инфраструктурные проекты сейчас даже не обсуждаются. Путинские «эффективные менеджеры» молятся на курс барреля и судорожно пытаются компенсировать падение цен на газ увеличением поставок на экспорт, правда, без особых успехов.

Поскольку даже в экономике у нас нет политики, а имеется лишь карго-культ, основой которого является вера в то, что масленица коту будет длиться вечно, глупо ожидать, что в информационной сфере у нас будет какая-то осмысленная стратегия. Особенно это бросается в глаза в регионах, где степень контроля власти за СМИ варьируется от преобладающей до абсолютной. Информационные «генералы» четко усвоили два правила:

– правило выживания – ни в коем случае не критиковать власть;

– правило процветания – яростно этой власти лизать все места.

Любой отход от этого базиса носит исключительно тактический характер. Критикуется мэр в газете, финансируемой из муниципального бюджета? Значит, губернатор хочет свалить мэра. Критикуется губернатор? Значит, олигархи хотят его заменить, и «порешали вопрос» в президентской администрации. Это можно назвать информационной проституцией, но никакой государственной информационной политики тут нет.

На федеральном уровне примерно то же самое. Главная задача информационных орудий всех калибров – осуществлять анестезию. Общество должно существовать в состоянии полной отключки мозга. Даже смертельно больной человек, если его непрерывно колоть морфином, будет пребывать в эйфории, чередующейся сладкой полудремой. Вот и российский обыватель – это типичный информационный наркоман с полностью разрушенным мышлением, неспособный адекватно оценивать действительность.

Конкретный пример: рейтинг Путина по последним замерам достиг отметки 88%. И этот всплеск «народной любви» происходит на фоне беспрецедентного расцвета коррупции, экономического спада, роста безработицы, обвального падения уровня жизни и бюджетного кризиса, обесценивания рубля, внешнеполитической изоляции РФ, фатального провала внешней политики России в ближнем зарубежье (впрочем, там тоже никакой политики не было), особенно на Украине и в Белоруссии. Последняя стремительно дрейфует в сторону ЕС, точно так же, как Казахстан давно уже впал в зависимость от Пекина.

Поэтому никаких объективных причин для роста популярности царя в России нет, и столь высокий рейтинг Путина (я не ставлю его под сомнение) вызван исключительно одним – просто-таки ударной дозой информационной анестезии, вводимой массам через зомбоящик (другие каналы не столь важны). Так что если утрировать, единственная внятная задача, поставленная перед пропагандистской махиной – сделать так, чтобы Путин мог править пожизненно.

Кремлевская пропаганда – это, конечно, ярлык, но вполне адекватный. В военное время пропаганда ничем принципиально от мирной не отличается, меняется лишь стилистика, интенсивность, по-другому расставляются акценты. Например, характерная особенность военной пропаганды – гипертрофированный образ врага. Наши «мастера» пропаганды тут вообще уже берега утеряли – враги везде, буквально за каждым кустом.

Например, по «России 24» недавно показали сюжет про покупку рояля для ДК в Магнитогорске. Казалось бы, как тут найти повод, чтобы «какнуть» в сторону врага? Нашли. Буквально было заявлено следующее: из-за санкций проклятого Запада стоимость рояля возросла вдвое – с 5 млн рублей до 10 млн. Маразм полнейший! Запад не вводил санкций на продажу музыкальных инструментов в Россию. Цена могла возрасти из-за жадности чиновников, потребовавших громадный откат или из-за жадности поставщика; цена могла удвоиться из-за девальвации рубля. Но внешние враги к этому уж точно отношения не имели! Тем не менее, этот пассаж про происки Запада воспринимается аудиторией совершенно органично, ибо военная пропаганда за месяцы совершенно деформировала массовое сознание.

Другой пример: в пожарах в Хакассии были обвинены некие таинственные и неуловимые «поджигатели». Это стилистика пропаганды 1930-х годов, когда чуть не во всех авариях и стихийных бедствиях обвиняли «вредителей» и «саботажников». По госканалам даже показали неуклюжий постановочный сюжет, в котором эмчеэсовцы поймали некоего подростка-поджигателя на детском велосипеде с канистрой бензина на окраине населенного пункта. Пропаганда пытается впарить такую туфту: мол, люди сами поджигают леса рядом со своим домом (вряд ли юный поджигатель мог отъехать на велосипеде далеко). 99% телеаудитории не подвергает это сомнению абсолютно. И при этом та же аудитория считает дебилами украинцев, которые искренне верят своей пропаганде, что «колорады» в Одессе сами себя подожгли 2 мая в Доме профсоюзов.

Если говорить по существу, то катастрофические пожары – это следствие государственной политики, которое самоустранилось из лесной сферы, что было закреплено законодательно в новом Лесном Кодексе. Кто должен рубить пожарозащитные просеки в лесах, кто должен пахать борозды в сосновых борах? С точки зрения государства, это должен делать сферический в вакууме «эффективный частный собственник», а регионам позволено самостоятельно изыскивать деньги на противопожарные мероприятия. Итог предсказуем. В 2010 году информпространство было просто переполнено воплями о пожарах, но это лишь потому, что горели леса и торф вблизи Москвы. В 2013 году в России сгорело лесов на треть больше, однако это прошло совершенно мимо внимания общественности, потому что столица не задыхалась от дыма. В этом году на пожары обратили внимание исключительно потому, что сгорело много людей и тысячи домов. А так бы всем было пофиг. Но на причины пожаров всем пофиг в любом случае, думать массы не желают категорически.

У нас сейчас абсолютно все проблемы объясняются фактором внешнего врага, в образе которого выступает обобщенный Запад. Да, тактическую задачу отвлечения электората от реальных проблем (и от ВИНОВНИКОВ эти проблем) эта военная пропаганда решает. Но стратегически эта безумная демонизация внешнего врага имеет деморализующий эффект. В массах на подсознательном уровне укрепляется установка, что все проблемы России нерешаемы в принципе до тех пор, пока Пиндостан и Гейропа не превращены в радиоактивную пустыню. Ибо пропаганда навязывает точку зрения, что именно Запад является ИСТОЧНИКОМ всех проблем в прошлом, настоящем и будущем. Поскольку устранить источник бед не представляется возможным, значит с проблемами стоит просто смириться, как с неизбежностью. Коррупцию в РФ население воспринимает именно так – как совершенно естественное явление. Русские – образцовые терпилы!

Запад (будем так обобщенно называть ЕС, США, Канаду, Австралию и Японию) играет «вдолгую». Их антироссийская, антисоветская, антирусская пропаганда – это не ситуационная реакция на «крымнаш», до которого им нет никакого дела. Это многовековая политика, которую и обслуживает пропаганда. Правда, ошибкой было бы считать, что Запад русских за что-то не любит или боится. Ничего личного, только бизнес. Элиты Запада в целом сохраняют преемственность, даже консервативность, поэтому стратегические доминанты в идеологии так же сохраняются. Я не готов оценивать целесообразность и эффективность антироссийской пропаганды. Я лишь констатирую факт: так есть. Так было во времена Наполеона (он первый в истории спланировал и осуществил боевые информационные операции), так было во времена Пальмерстона, так было во времена Черчилля и Гитлера, так было во времена Рейгана, так есть во времена Обамы и Меркель, так будет еще долго. Меняется накал, интенсивность антироссийской пропаганды, но сам вектор остается неизменным в течение веков.

Да, между собой западные страны «дружат» примерно так же, как пауки в банке, и антифранцузская пропаганда в Германии в 1930-е годы, возможно, даже превосходила по мощи пропаганду антисоветскую. Но… как только Франция была оккупирована, французы с величайшим энтузиазмом откликнулись на пропаганду оккупантов, зовущую их на священную войну с большевизмом (то есть с русскими). Миллион европейских добровольцев ваффен-СС – лучшее тому доказательство. Характерно то, что они воевали исключительно на восточном фронте, но никогда на Западном против англо-американцев, хотя, казалось бы, именно от западных союзников следует защищать свои дома датчанам, бельгийцам и французам. То есть русофобия – это общая для западных народов составляющая их культурной матрицы. И пропаганда, естественно, будет использовать этот задел, создаваемый веками.

Подчеркиваю еще раз, что элиты западных стран ничего лично против РФ не имеют. Но ведь европейцам и американцам тоже нужно пугало, которое будет отвлекать их общественное мнение от реальных проблем, и «русская угроза» для этого подходит лучше, чем истерия по поводу лихорадки Эбола. Колоссальной проблемой для ЕС является неконтролируемая миграция мусульман, не желающих интегрироваться в европейское общество. Вот только один факт: уровень заболеваемости детей корью во Франции только в 2012 г. возрос в 10 раз (!!!) всего лишь по той причине, что эмигранты не разделяют мнение европейцев о необходимости вакцинации. Но проблема мигрантов в Европе – это проблема из разряда нерешаемых. Поэтому пропаганда с готовностью хватается за пугало «русской угрозы», чтобы отвлечь европейцев от тех реальных проблем, которые они создали себе сами и от которых трусливо прячут голову в песок.

Что касается украинской пропаганды (абсолютно антироссийской), то с точки зрения россиян она, конечно, безумна. Потому что только безумец будет стремиться к конфронтации с РФ, от которой экономика Украины зависит чуть менее, чем полностью. Но надо отдавать себе отчет, что никакой Украины, как самостоятельного субъекта, не существует. Есть территория, называемая Ukraine, есть люди, которые считают себя украИнцами или укрАинцами, и есть господствующая над территорией и населением кучка особей, которые проводят политику в интересах своих хозяев, прежде всего, вашингтонских. Соответственно, украинской пропаганды работающей в украинских интересах, не существует, есть лишь американская пропаганда, направленная на достижение тех целей, которые ставят перед ней заокеанские модераторы. Цель Америки – русско-украинская резня, растянутая на десятилетия. Мотивы Вашингтона предельно ясны: длительная война в Европе «опускает» как ЕС (смотрим, что происходит с евро), так и РФ, делает их слабыми, позволяет легче манипулировать. Америка, чтобы сохранить позиции мирового гегемона, должна наращивать свою силу. Но если ты не можешь стать сильнее других (а США откровенно выдохлись), сделай других слабее. Война для этого – эффективный инструмент.

Именно эта линия и является внешнеполитической стратегией Вашингтона последние 20 лет. Так что украинскую пропаганду, информационную и любую другую политику стоит оценивать исключительно в этом ключе. В целом украинская пропаганда довольно успешно работает в интересах Америки.

Кремлевская пропаганда – это полный отстой. Во-первых, никакой стратегии здесь нет и в помине. Буквально в течение нескольких лет тенденция меняется от религиозного преклонения перед всем западным в 90-е годы до истерической ксенофобии периода заката путинизма. Напомню, что Запад в своих идеологических предпочтениях последователен в течение веков.

Ну, ладно, допустим, у нас сейчас холодная война с Западом и теплая война с Украиной. Так может быть, нацлидеру пора прекратить заискивающе называть противников «наши партнеры» и произносить ритуальные мантры о том, что мы хотим мира и дружбы? Иначе пропаганда становится совершенно шизофренированной: невозможно одновременно дружить с Западом (где у «илитки» поместья и счета в банках) и с ним же воевать. Невозможно рассуждать целыми днями о нерушимой украинско-российской дружбе и одновременно накачивать сепаратистов в Донбассе «военторгом» и «отпускниками». Такое расхождение между реальной политикой и пропагандой до добра не доводит, такая пропаганда деморализует и демотивирует массу.

Конечная цель пропаганды – не загрузка в массовое сознание определенных догм, мнений, клише, а ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ. Вся советская пропаганда времен Великой Отечественной войны сводилась к одному – иди и убей фашиста (сразу вспоминается из Эринбурга: «Сколько раз ты встретишь его – столько раз его и убей»). А к какому действию побуждает украинская (антиукраинская) пропаганда Кремля? Иди и убей украинца? Нет, у нас же типа любовь до гроба и скидка на газ. Расширение русского мира? Тоже нет. Путин совершенно четко заявляет: его цель – территориальная целостность Украины. И это не просто слова. Оба минских сговора направлены на сохранение Украины. Марионеточные власти Луганска и Донецка НИ СЛОВА не говорят о независимости.

Это в мае прошлого года они равнодушно заявляли, что выборы президента соседней страны их не интересуют, летом они с усмешкой говорили, что Верховная Рада может принимать любые законы об особом статусе Донбасса, они это воспринимают, как дележку шкуры неубитого медведя. А ныне Пушилин возмущается тем, что представителей ДНР и ЛНР не пригласили в Киев обсуждать конституционную реформу Украины, и это показывают по российским госканалам! Но с какой стати «состоявшиеся независимые республики» должна интересовать конституция соседнего государства?

В том-то и дело, что никаких независимых республик не было, нет и в принципе быть не может. Это даже гипотетически невозможно себе представить. Но ведь тысячи добровольцев, которым зомбоящик начисто промыл мозг, ломанулись воевать за «русский мир» и «Новороссию». Я с нетерпением жду, когда до всех дойдет, что Путин слил «русский мир», ограничившись «крымнаш» (причем решение о сливе было принято в конце апреля 2014 года еще до официального появления ДНР и ЛНР), и тысячи обманутых мужиков, получивших опыт боевых действий в условиях гражданской войны, вернутся домой.

Война на Донбассе – это не «священная война с фошизмом», как о том надрываются кремлевские рупоры, и не война за независимость Донбасса, это всего лишь разменная монета Кремля. Наша «илитка» заинтересована только в одном – сохранении контроля над экспортными доходами. К несчастью для нее экспортная труба проходит как раз по территории Ukraine. Все остальное – следствие.

Почему кремлевская пропаганда столь непоследовательна? Потому что у Кремля не существует сколь-нибудь последовательной политики в чем-либо и где-либо. Украина далеко от Америки, но США не скрывают, что они 25 лет работали над формированием и внедрением в этой стране «демократических ценностей», называют даже сумму затраченных на это денег (около $5 млрд). Сотни НКО, финансируемых из бюджета США, активно работали на Украине все эти годы. Тысячи украинских журналистов и общественников прошли через семинары по идеологической обработке. Теперь попробуйте ответить на элементарнейший вопрос: а какую работу на близкой Украине проводил Кремль, какие СМИ и НКО он там финансировал? Ответ известен: НИКАКИЕ. И вот теперь теледикторы возмущенно удивляются: а почему это украинцы (в основном русскоязычные и даже имеющие русские фамилии) любят Бандеру, скачут на майдане и радостно убивают своих русских соотечественников на Донбассе? А потому что вы, ребята, все просрали.

Констатирую: у Кремля нет и никогда не было информационной политики и целенаправленной пропаганды. Убогие пропагандистские потуги Кремля – всего лишь реакция на уже произошедшие события, причем цель этих пропагандистских мероприятий – не нанести удар по противнику в информационной (идеологической) войне, а всего лишь нивелировать урон от ударов, нанесенных врагом, внушить массам, что мы не проигрываем, а выигрываем, потому что есть ХПП (хитрый план Путина).

По иронии судьбы наиболее успешный пропагандистский проект Кремля – мультиязычный телеканал RT. Но это лишь потому, что его делают западные специалисты, обладающие высокой профессиональной культурой. В России стремление специалиста по пропаганде сводится к одному: получить контракт любым способом, откатить «кому надо», а потом разворовать бюджет. О каком профессионализме тут может идти речь? Честные профессионалы не котируются именно потому, что они не готовы воровать и пускать заказчику пыль в глаза. В отрасли заправляют вороватые дегенераты. У себя в ЖЖ я про некоторых персон я писал довольно откровенно.

Я, как практик, без всякой жалости констатирую: Россия позорно и бездарно проиграла информационную (идеологическую, пропагандистскую) войну Америке на украинском театре военных действий. Потому что американцы промывали мозг населению Ukraine 25 лет, а кремлевские временщики эти годы даже не замечали, что против России ведется война. Они, задрав портки, мчались интегрироваться в мировой рынок и перенимали с Запада либеральные ценности в экспортной комплектации. Только идиот может утверждать, будто на Украине сильны пророссийские настроения. Я там работал, и не раз, могу говорить со знанием дела: весь пророссийский сегмент – это совки, старики с советским менталитетом. Они вымирают. Выросшее за 25 лет поколение – это укропы, киборги, зомби, для которых москоляка должен болтаться на гиляке. Они неистово верят в то, что во всех бедах Украины виновата Россия. Эта вера так же свята, как непоколебимая вера ватников в то, что в их подъезде срут агенты Госдепа.

Носители информации могут быть разные, а контент – один и тот же. Для пенсионеров есть Киселев по зомбоящику, для их «продвинутых» внуков – Фрицморген и Колонел Кассад в ЖЖ. Интернет отличается от ТВ только тем, что там нет непреодолимого барьера между источником и потребителя информации. Каждый одновременно является и источником и потребителем, манипулятором и объектом манипуляции. Да, Интернет стал отдушиной для маргиналов, которые не хотят «скакать хором» со всеми. Но мейнстрим непобедим, и мейнстрим что в оффлайне, что в онлайне формирует тот, у кого в руках административные и финансовые рычаги.

Мой ответ на вопрос о критическом отношении обывателя к информации редко кому нравится: 95% «хомо сапиенсов» принципиально не способны к критическому мышлению, даже зачаточных навыков они не имеют. Человек думает, что он имеет собственное мнение, но у миллионов ему подобных мнение точно такое же. Как говорится, кролики тоже думают, что любят друг друга, а на самом деле их разводят. Смешно, но наличие носителей идентичного мнения убеждает человека в том, что он «мыслит правильно», потому что «все не могут ошибаться, тем более, ошибаться одинаково». На самом деле все обстоит в точности до наоборот. Именно ошибаются люди одинаково. Пример – массовое умопомрачение немцев на почве нацизма в Германии.

Что касается «альтернативных» точек зрения, то в большинстве своем они формируются именно для того, чтобы обыватель ужаснулся от «альтернативы» и отбросил всякие сомнения в единственно верной «линии партии». Попробуйте ответить на простой вопрос: зачем Кремль терпит радио «Эхо Москвы», которое принадлежит… «Газпрому»? А затем, что все эти либеральные придурки, которые там прикормлены, выполняют роль пугала для обывателя.

Так что единственный способ не быть идиотом, чья голова есть помойная яма для информационных сливов и пропагандистских вбросов – полностью отключиться от телевизора и прочих источников «новостей». Многие ли на это способны? Да практически никто! Второй момент: чтобы ориентироваться в текущих событиях, давать им оценку, прогнозировать последствия, нужен очень серьезный интеллектуальный багаж, который дает только одно – глубокое понимание исторических процессов, потому что история на самом деле повторяется. Над обществом довлеют идеологические тенденции, которым десятки и сотни лет. Люди уже не понимают причину и даже не осознают сами эти тенденции, а они продолжают определять их устремления.

Например, почему славян русские делят на братьев и небратьев? Братские народы – это южные славяне (сербы, болгары), а западные – чехи, словаки, поляки – небратья. А все дело в «византийском проекте» – маниакальном стремлении России захватить Стамбул и Босфор в течение 300 лет. Южные славяне воспринимались, как союзники в этом деле. И вроде бы уже давно забыли, что долг каждого русского патриота – умереть ради святого креста над Великой Софией, а южных славян по инерции продолжаем считать братьями, хотя эти братья только то и делали, что гадили русским (достаточно вспомнить, что Болгария, независимость которой была оплачена русской кровью, в обеих мировых войнах воевала на стороне Германии).

Но чтобы человеку иметь развитое историческое сознание, на котором базируется сознание политическое, мало посмотреть раз в неделю «Историческое вранье Сванидзе» по ТВ, нужно прочесть и проанализировать сотни скучных и тяжелых книжек. Давайте смотреть правде в глаза: чтение книг не является приоритетом современного россиянина. Поэтому его удел – быть иваном, не помнящим родства, идиотом, которым будет манипулировать такой же идиот, работающий диктором на ТВ. Диктору пишет текст райтер, который точно такой же морально и интеллектуально стерильный придурок, просто он заучил 100 способов жонглирования словами. А техзадание для этих райтеров формируют те идиоты, которые сегодня сидят в Кремле. Самое смешное, что кремлевские заказчики точно так же подпадают под магию собственной пропаганды: сами себе нарисовали рейтинг, убедили массы, что «так думают все», и сами же в это уверовали. Вот в этом – квинтэссенция кремлевской «информационной политики».

Идиотов ничто не спасет. Исторически РФ обречена точно так же, как Украина, еще не известно, какой из этих постсоветских «проектов» рухнет быстрее (пока Украина уверенно опережает РФ на пути к финишу).

А вообще, я оптимист, но только очень хорошо информированный.

© 2015, РИА «Новый Регион»

Метки

/

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
MarketGid
RedTram
Loading...
Flag Counter