Сергей Минин: Министерство юстиции является силовым министерством
Год назад, 12 июля 2000 года указом президента РФ Владимира Путина были созданы федеральные управления юстиции по каждому из семи федеральных округов. На днях указом президента начальнику уральского управления Сергею Минину присвоен ранг советника юстиции первого класса, что соответствует воинскому званию генерал-полковника. На Урале только два или три человека находятся в таком ранге.
В четверг, в годовщину создания федерального управления юстиции по УрФО, начальник управления Сергей Минин дал эксклюзивное интервью агентству «Регион-Информ». Разговор шел о роли и месте управления юстиции в системе органов исполнительной власти, о конфликте на СЭМЗе и Карабаше, о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, о проблемах уголовно-исправительной системы.
«Р.И.»: Указом президента РФ Владимира Путина вам присвоено звание государственного советника юстиции первого класса. Это соответствует званию генерал-полковника. Насколько нам известно, на Урале только два или три человека находятся в таком ранге. Как вы оцениваете свое новое звание?
Сергей Минин: Разумеется, это очень приятно. Недавно получил из ателье новый мундир. Заказал его в Москве. Негласное правило: шить мундир только там, где его шил министр Юрий Чайка, а до него, в том числе, Феликс Дзержинский и Семен Буденный. К сожалению, название фабрики я назвать не могу. Кстати, погоны советника первого класса пришивал себе сам. Потом решил принести мундир на работу в кофре, повесить в шкафу на какой-нибудь особый случай. Но жена переубедила: надо надеть, показаться на рабочем месте в новом мундире. Так я и сделал.
«Р.И.»: Каково место Министерства юстиции в целом в системе органов исполнительной власти? Как оно изменилось за последние годы?
Сергей Минин: С середины 90-х годов значение министерства юстиции несоизмеримо возросло. Раньше ведомство занималось лишь финансовым и материальным обеспечением деятельности судов, отчасти кадровым обеспечением судебной системы. Сейчас это совсем другое министерство. Во-первых, оно стало силовым министерством, непосредственно подчиняющимся президенту, – глава государства назначает министра. Во-вторых, с 1997 года за минюстом закреплены функции по координации всей нормотворческой деятельности в стране. В том же году была создана служба судебных приставов. В 1998 году в ведение Минюста из системы МВД была передана вся уголовно-исправительная система, а также создана система регистрации прав на недвижимое имущество. Министерство продолжает осуществлять координацию деятельности адвокатуры, нотариата.
«Р.И.»: О роли таких ведомств, как аппарат полномочного представителя президента, окружной прокуратуры, даже еще не созданного окружного управления МВД, в обществе существует достаточно четкое представление. О существовании же возглавляемой вами структуры известно лишь узкому кругу лиц. Так зачем же было создано федеральное управление юстиции по УрФО и какие у него полномочия?
Сергей Минин: Создание федеральных управлений – шаг, необходимый в условиях решения задач по укреплению вертикали власти. Основная задача, которая стоит перед нами – это организация взаимодействия всех территориальных учреждений юстиции в федеральном округе, осуществление контроля за их деятельностью, то есть, по сути дела, организация эффективного и оперативного управления министерством юстиции своими территориальными учреждениями. Вторая важная задача – организация взаимодействия территориальных организаций и учреждений юстиции с аппаратом полномочного представителя президента, так как туда поступает достаточно много вопросов от органов юстиции, и мы оказываем полпреду помощь в этой работе.
«Р.И.»: Каким вопросам уделяет свое внимание федеральное управление юстиции по УрФО?
Сергей Минин: Нами была проделана большая работа по приведению регионального законодательства в соответствие федеральному. Уральский округ один из первых начал этим заниматься. В УрФО по инициативе П.Латышева состоялось первое совещание, посвященное этому вопросу. В нем участвовал и министр юстиции Юрий Чайка. Подобные совещания в остальных округах прошли позже. Сегодня можно сказать, что работа по приведению законодательства в округе завершена. Лишь небольшая часть правовых актов нуждается в доработке. Сейчас перед федеральным управлением юстиции в УрФО стоит задача придать этой работе системный характер. Принимаются новые законы, и их тоже надо приводить в соответствие федеральному законодательству, если они ему противоречат. Перед органами юстиции стоит две основных задачи: во-первых, принимать участие в рабочих группах по подготовке местных законопроектов, во-вторых, проводить юридическую экспертизу законопроектов, если нет возможности участвовать в их разработке.
Уже есть ряд соглашений между территориальными управлениями юстиции и законодательными собраниями регионов, входящих в Уральский федеральный округ, о том, чтобы все рассматриваемые проекты законов направлялись на подобную экспертизу. Мной подготовлено распоряжение, чтобы в работе законодательных собраний принимали участие начальники территориальных управлений юстиции, которые, имея на руках юридическое заключение, могли бы оперативно реагировать на ситуацию. Уже разработаны все необходимые меры: если принят закон, который не соответствует федеральным нормативным актам, мы направляем соответствующее заключение в законодательное собрание, а также в прокуратуру.
Мы – первые, кто в системе министерства юстиции разрабатывает и внедряет автоматизированную систему поиска региональных нормативных документов. В настоящий момент на территории округа действует около 1.500 местных законов. В компьютерную программу вводится какая-либо категория поиска, и все названия соответствующих правовых актов – на экране компьютера. Аппарат полномочного представителя, кстати, обещал нам финансовую поддержку в реализации этого проекта.
Кроме того, сейчас на органы юстиции возложена задача по созданию федерального реестра нормативных актов. К концу текущего года такой реестр должен быть создан. Уральский федеральный округ – первый, где проведена экспертиза всех нормативных актов органов местного самоуправления, в том числе уставов. В ходе проверок были признаны противоречащими федеральному законодательству 5.700 постановлений глав муниципалитетов и городских представительных органов. В настоящее время 5.200 из них приведены в соответствие.
«Р.И.»: В свете сказанного возникает закономерный вопрос: как вы относитесь к кризису в областной думе Свердловской области?
Сергей Минин: Отношение здесь может быть только одно – самое негативное. Есть законодательный орган, избранный народом, и его работа парализована из-за противоборства интересов различных группировок в областной думе. На сегодня есть вопросы, которые необходимо решить срочно. Это проблема с подтверждением полномочий судей, которая вызывает серьезную озабоченность у председателя областного суда Ивана Овчарука, это законопроект об участках для мировых судей. Я считаю, что депутаты обязаны найти компромисс в самое ближайшее время.
«Р.И.»: Вернемся к деятельности федерального управления юстиции по УрФО. Полпред президента Петр Латышев постоянно совершает поездки по округу. Как часто вам и сотрудникам вашего аппарата приходится выезжать на места с проверками деятельности территориальных органов?
Сергей Минин: В таких поездках наши сотрудники проводят до четверти рабочего времени. Ведь одно дело – отчеты, которые нам предоставляют, совсем другое – изучение обстановки непосредственно на месте. Недавно закончилась проверка Челябинского областного управления в части надзора за адвокатурой, нотариатом, регистрацией прав на недвижимость. На очереди – полная проверка управления юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области.
«Р.И.»: В ходе проверок были выявлены какие-либо нарушения?
Сергей Минин: Говорить о грубых нарушениях нельзя, пока что их еще не было. Однако мною составлено представление в министерство юстиции о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника Ямало-Ненецкого управления юстиции. Дело в том, что в начале года проверка показала, что местные законы там проверяются недостаточно тщательно: территориальный орган надзора выявил 10 несоответствующих законодательству РФ местных нормативных актов, а сотрудники федерального управления юстиции нашли еще 32 таких документа. В ходе повторной инспекции выяснилось, что ситуация никак не изменилась.
«Р.И.»: Скажите, а само федеральное управление юстиции может принять здесь какие-то меры, или необходимо каждый раз направлять запрос в Москву?
Сергей Минин: Недавно состоялось заседание коллегии министерства юстиции по деятельности федеральных управлений, и этот вопрос был на нее вынесен. Я в своем выступлении указал, что федеральные управления юстиции должны иметь возможность привлечения к ответственности руководителей территориальных управлений. В конце концов, если нам доверили участок работы, то доверить его нужно полностью. В настоящее время идет разработка нового положения о федеральных управлениях, надеюсь, это предложение найдет в нем свое место.
«Р.И.»: В ходе беседы вы уже упомянули о том, что в ведение министерства юстиции было передано главное управление исполнения наказаний, а также вся уголовно-исправительная система. Что происходит на этом направлении вашей деятельности?
Сергей Минин: Не так давно функция контроля за соблюдением законодательства в органах уголовно-исправительной системы была возложена на федеральные управления юстиции по округам. Министерством юстиции были созданы окружные управления уголовно-исправительной системы, которые следят за соблюдением прав лиц, находящихся в местах заключения. Раньше этой проблемой занимались в центральных органах министерства в Москве. Вследствие передачи функции надзора на места, на мой взгляд, деятельность исправительной системы стала более прозрачной. Кстати, в УрФО была проведена первая совместная выездная коллегия минюста РФ и коллегии по безопасности при полпреде президента в УрФО по проблемам уголовно-исправительной системы.
«Р.И.»: Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы пенитенциарных учреждений?
Сергей Минин: Основные проблемы – это необходимость строительства новых следственных изоляторов и исправительно-трудовых колоний в связи с их переполненностью, а также борьба с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.
На первом месте все же стоит туберкулез. Эта болезнь гораздо опаснее, чем СПИД, ведь она легче передается. В исправительных учреждениях округа – около 6 тысяч больных. Они, не долечившись, выходят на свободу. В этой связи очень остро встает проблема со строительством специальных учреждений для туббольных в местах заключения. Кроме того, я считаю, что лица, которые не долечились и выходят на свободу, должны быть изолированы в специальном учреждении. В Свердловской области такой объект почти готов, для него уже закупается оборудование.
Лица, которые вышли с той или иной формой опасного заболевания, не должны попадать сразу в общество. Это проблема, которую надо решать. Решить ее мы способны только при участии исполнительной власти субъектов федерации, входящих в состав УрФО. Финансирование в основном ложится на плечи местных властей. Конечно, для них это означает дополнительные расходы бюджета. С другой стороны, если власти субъектов не обратят должного внимания на эту проблему, через десять лет они рискуют столкнуться с эпидемией туберкулеза.
«Р.И.»: А какие проблемы существуют со строительством новых следственных изоляторов? Средства массовой информации Свердловской и наше агентство в том числе сообщали о том, что в этом году будет введено в эксплуатацию новое СИЗО в Кировграде. Переоборудуется под следственные изоляторы и ряд колоний по области. В это же время в изоляторах Екатеринбурга содержится в 4 раза больше людей, чем это предусматривают нормативы. Как продвигаются работы со строительством нового СИЗО в областном центре?
Сергей Минин: У министерства юстиции недостаточно средств для того, чтобы завершить строительство нового следственного изолятора в Екатеринбурге на базе недостроенного здания обувной фабрики. В свое время была достигнута договоренность о том, что все затраты будут разделены поровну между минюстом РФ и правительством Свердловской области, но в данный момент ни одна из сторон не располагает необходимыми средствами. Сейчас строительство законсервировано.
«Р.И.»: А что сможет дать появление нового следственного изолятора в Екатеринбурге?
Сергей Минин: Ввод его в эксплуатацию сможет решить все проблемы, связанные с переполненностью городских следственных изоляторов. Пока никто не может сказать точно, на какое количество заключенных будет рассчитан объект, но его территория настолько велика, что на ней планируется разместить и аппарат федерального управления, и учебное подразделение по переподготовке кадров для главного управления исполнения наказаний. В аппарат министерства юстиции РФ мы направили соответствующее предложение о создании такого учебного заведения. Необходимость в нем достаточно велика: в исправительных учреждениях Уральского федерального округа на 133 тысячи заключенных приходится 37 тысяч сотрудников ГУИН, и только 25 тысяч из них прошли аттестацию. Кроме того, мы планируем открыть такое же учебное заведение по подготовке кадров для службы судебных приставов. В настоящий момент специалисты для нее готовятся на базе юридической академии.
«Р.И.»: Раз уж речь зашла о службе судебных приставов, какими функциями они обладают и что из себя представляет эта служба?
Сергей Минин: Судебные приставы условно делятся на две категории: судебные исполнители и приставы, которые следят за порядком в суде, а также за доставкой в суд лиц, которые от этого уклоняются. Судебные исполнители, как это и следует из названия, следят за исполнением судебных решений.
«Р.И.»: Часто бывает, что одна из сторон конфликта представляет судебный лист с одним решением, а через некоторое время судебный лист с взаимоисключающим постановлением представляет другая сторона. Что в этом случае делает федеральное управление юстиции и подчиненная ему служба судебных приставов?
Сергей Минин: Исполняя судебное решение, мы должны действовать в соответствии с законом и не можем становиться на позицию одной из сторон. Если существует два взаимоисключающих друг друга исполнительных листа, то судебные приставы не будут участвовать в разрешении конфликта. В противном случае любая из сторон может оспорить законность их действий. * Если одна из сторон считает, что решение, представленное другой стороной, незаконно, ей надо обращаться в суд. В любом случае, надо определиться, кто прав, а кто – нет. Нами может быть исполнено только законное решение.
«Р.И.»: В таком случае позвольте задать более конкретный вопрос: какова степень вовлеченности службы судебных исполнителей в конфликты, связанные с переделом собственности на предприятиях округа? В частности, в конфликте вокруг Салдинского металлургического завода?
Сергей Минин: Затрудняюсь сказать, кто там был, но вряд ли судебные приставы. Кстати, на Карабаше судебные исполнители задействованы не были, на екатеринбургском СЭМЗе – тоже. Все события на данных предприятиях абсолютно точно происходили без вмешательства нашей службы.
«Р.И.»: Может быть, это были приставы из других регионов? Кто исполняет, скажем, решение московского суда?
Сергей Минин: Дело в том, что судебный лист все равно выдается по месту регистрации ответчика. Следовательно, и судебный пристав также должен быть местным. В ряде случаев приставы из другого региона, где рассматривалось дело, могут приехать и сюда, отстранить местных исполнителей, но в любом случае они должны будут поставить об этом в известность федеральное управление юстиции по Уральскому федеральному округу. Таких извещений к нам не поступало.
Регион-Информ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».