Путин указал на Фрадкова. Политологи прогнозируют «усиление силовиков»
Екатеринбург. В понедельник президент РФ Владимир Путин предложил на пост председателя правительства кандидатуру Михаила Фрадкова, который до этого занимал пост полномочного представителя России при Европейском союзе в ранге министра. Фрадков, имя которого не фигурировало ни в одном из списков потенциальных кандидатов, в 2001-2003 годах занимал пост главы Федеральной службы налоговой полиции.
Как отметил президент, «перед нами стояла непростая задача – предложить стране кандидатуру председателя правительства». «Это должен быть человек высокопрофессиональный, порядочный, имеющий хороший опыт работы в различных отраслях государственной деятельности», – подчеркнул Путин.
Предложение по кандидатуре премьера глава государства внес на встрече с парламентским большинством нижней палаты Федерального собрания. Мнение президента горячо поддержал спикер Госдумы, лидер «Единой России» Борис Грызлов: «Я плотно работал с Фрадковым, когда был главой МВД. Я знаю его как искреннего, справедливого человека, настоящего борца с коррупцией». Менее восторженные комментарии давали рядовые законодатели Госдумы. Уральский депутат Николай Езерский в интервью «Новому Региону» назвал Фрадкова «серой лошадкой», о которой «никто ничего не знает». С Езерским полностью согласился коммунист Василий Шандыбин, участвующий в довыборах по Верх-Исетскому одномандатному округу Екатеринбурга.
По мнению кандидата в депутаты Госдумы, президент, поставив на Фрадкова, сделал очень странный и неожиданный выбор. «Путин нас удивил. Он выбрал совсем неизвестную в народе личность и ничего хорошего в связи с этим России ждать не приходится», – заявил Шандыбин. По его словам, правительство РФ должен был возглавить человек, который хорошо разбирается в проблемах промышленности и экономики, либо может собрать команду профессионалов, которые помогли бы ему это сделать. Сказать, что Фрадков – именно такой человек, по мнению Шандыбина, нельзя. «Он несколько лет проработал начальником налоговой полиции, однако, никаких существенных результатов его ведомство добиться не смогло. Предприятия и организации как уклонялись от уплаты налогов, так и продолжают это делать. В конце концов, налоговая полиция за ненадобностью была расформирована. Я думаю, из этого можно сделать вывод о том, какой Фрадков профессионал», – говорит экс-депутат Госдумы. Тем не менее, коммунист не сомневается в том, что кандидатура Фрадкова будет утверждена. По прогнозам Шандыбина, во время обсуждения в Госдуме, экс-начальник налоговой полиции сможет набрать 310-320 голосов депутатов. «Приходится констатировать, что люди Кремля, силовики, необратимо захватывают власть. МВД уже возглавило Госдуму, бывший налоговик теперь станет премьер-министром. Остановить это процесс уже невозможно», – заключил Василий Шандыбин.
Эксперты «Нового Региона» сходятся во мнении, что предложение президента по кандидатуре премьера оказалось «откровенно непредсказуемым». За неделю, прошедшую с момента отставки правительства, фамилия Фрадкова ни разу не всплывала в СМИ или комментариях политологов. После революционного расформирования ФСНП многие наблюдатели решили, что на карьере бывшего главы налоговой полиции можно поставить жирный крест. Впрочем, самые компетентные эксперты уже тогда высказывали осторожные предположения, что ликвидация ФСНП не говорит о неэффективности структуры или неквалифицированности ее кадров. Возможно, как раз наоборот. Налоговую полицию расформировали для того, чтобы образовать на базе ее новое мощное министерство – финансовую разведку. Эта версия неожиданным образом нашла поддержку в начале 2004 года. Как уже сообщал «Новый Регион», во время совещания руководителей фискальных органов Уральского округа в Екатеринбурге обсуждался вопрос создания в России новой структуры, аналогичной американскому федеральному бюро расследования (ФБР). Помимо министерства по налогам и сборам в новое ведомство должны были войти некоторые силовые министерства и частично подразделения Минфина. Автором идеи создания финансовой разведки называли бывшего главу ФСНП, генерала Михаила Фрадкова. По разработанной им концепции, новое министерство будет представлять собой не силовое ведомство, контролирующее все сделки, дороже $10 тыс., а некий аналитический центр. Фрадков в ряде интервью так описывал новую структуру: «здесь трудятся несколько сотен белых воротничков, которые не пытаются отслеживать все финансовые потоки, а занимаются системным анализом прогнозируемых сфер отмывания денег и вывоза капитала».
Не исключено, что после утверждения Фрадкова в должности премьера российского правительства, новое министерство в России все-таки будет создано. Политологи считают, что у нового премьера существует своего рода карт-бланш на реформирование кабинета министров. Они же отмечают, что выбор Путина «не совсем случаен». Бывший глава ФСНП известен как соратник министра обороны Сергея Иванова, которого в свою очередь называют наиболее вероятным преемником Путина на посту президента в 2008 году. По версии экспертов, последние кадровые перестановки демонстрируют «политическое усиление силовиков». В этой связи можно ожидать гораздо более серьезных изменений на уровне исполнительной власти страны, чем это было бы при любом другом председателе правительства.
ИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».