Российские металлурги поздно вспомнили про принцип бумеранга
Челябинск. Накануне губернатор Челябинской области Петр Сумин направил в адрес премьера РФ Михаила Фрадкова письмо, в котором выразил обеспокоенность в связи с возникшим на предприятиях черной металлургии дефицитом сырья. По мнению губернатора, дефицит сырья приведет к сокращению объемов производства в металлургии, уменьшению поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Как сообщалось ранее, с целью стабилизации сложившийся ситуации Сумин предлагает премьеру РФ рассмотреть возможность введения экспортных квот на вывоз сырьевых ресурсов и выработать меры по формированию тарифной политики МПС РФ, отвечающей интересам отечественных производителей продукции с высокой добавочной стоимостью.
Как передает корреспондент «Нового Региона», письмо Сумина к Фрадкову стало следствием многочисленных обращений руководителей металлургических предприятий региона (в частности, Магнитогорского металлургического комбината) к губернатору Челябинской области. Как сообщила пресс-секретарь Магнитки Елена Азовцева, повышение роста цен на сырьевые ресурсы может иметь очень серьезные последствия для российской экономики в целом. Так, по словам представителя ММК, руководство комбината уже проинформировало своих партнеров о повышении с 1 апреля цен на весь ассортимент металлопродукции на 20-40 %. «При этом мы хорошо понимаем, что вслед за нами поднимут цены смежники. Это может привести к резкому скачку инфляции, к концу года спровоцирует серьезное повышение цен на предметы массового потребления», – сказала Елена Азовцева.
Комментируя решение ММК о повышении стоимости продукции с 1 апреля, представитель комбината отметила, что это стало следствием объявленного угольными компаниями Кузбасса 25 % повышения цен на коксующийся уголь. «Стоимость сырья в конечной продукции ММК составляет 54 %. Чтобы компенсировать убытки, мы тоже были вынуждены поднять цены», – сообщила Елена Азовцева. По ее словам, в 2003 году металлургия в России начала стремительно развиваться, в настоящий момент флагман промышленности – ММК – проводит полную модернизацию производства, реорганизацию всех фондов. На эти цели были использованы собственные средства комбината – в 2003 году прибыль ММК составила свыше 1 млрд. долларов. Чтобы реализовать намеченные планы, в 2004 году рентабельность производства должна сохраниться как минимум на уровне прошлого года, сказала Елена Азовцева.
По ее словам, остановить рост цен и, как следствие, раскручивающийся маховик инфляции, сегодня может только вмешательство государственных органов. «В данной ситуации необходимо какое-то государственное регулирование экспорта сырьевых ресурсов. В ситуации роста мировых цен на горнорудную продукцию, угольщики полностью переориентировались на внешний рынок, в результате чего образовался острый дефицит на внутреннем сырьевом рынке, спровоцировавший спекулятивные цены», – говорит представитель ММК. Чтобы предотвратить кризис в металлургической отрасли сегодня нужно срочно проводить консультации на уровне правительства России, продолжает госпожа Азовцева. Государство должно подключиться к процессу выработки компромисса между сырьевиками и металлургами, в противном случае начавшийся кризис будет иметь негативные последствия для экономики России в целом.
Между тем, эксперты отмечают, что металлурги, апеллируя к правительству, почему-то не вспоминают о том, что именно они в 2003 году положили начало стремительному росту цен на свою продукцию. Год назад российские трубные компании даже инициировали обращение в МАП, в котором указали, что металлургические предприятия, пользуясь благоприятной конъюнктурой мирового рынка, постоянно поднимают отпускные цены на свою продукцию на внутреннем рынке. В ходе разбирательства МАП признало правоту трубных компаний и обвинило «Северсталь» и Магнитку в ценовом сговоре. Никаких карательных санкций в отношении металлургов не последовало. Аналитики рынка отмечают, что в данной ситуации симметрично сработал «принцип бумеранга»: в наступившем году сверхприбылей захотели уже угольщики (стоимость угля на мировых рынках растет) и инициировали рост цен на сырьевые ресурсы.
Как уже сообщал «Новый Регион», первой «жертвой» сырьевого кризиса стало уральское предприятие «Уфалейникель». Накануне мэр города Верхний Уфалей Юрий Абдурахимов сообщил, что это градообразующее предприятие остановило производство из-за отсутствия кокса. По словам мэра, дефицит сырья возник в связи со значительным ростом цены.
«Если в конце декабря 2003 года цена коксовых углей на российском рынке составляла 2,8 тыс. рублей за 1 тонну без НДС, то сейчас она составляет 10 тыс. рублей без НДС и железнодорожного тарифа. Но проблема заключается не только в том, что кокс подорожал, но и в том, что его не купить, даже такой дорогой. Кокс активно продается в тот же Китай», – сказал Ю.Абдурахимов.
По его информации, из-за проблем с сырьем на «Уфалейникеле» в феврале были остановлены три печи из имеющихся пяти. В марте были предприняты попытки использовать в качестве сырья антрацитовые угли, но «это ничего не дало». «Поэтому руководство предприятия приняло решение остановить производство. На какой срок – пока не ясно, потому что не видно перспектив решения проблемы», – отметил глава города. Мэр Верхнего Уфалея Юрий Абдурахимов также проинформировал, что затягивание вопроса может спровоцировать социальный взрыв в этом уральском городе.
ИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».