Мирно протестовать граждане Казахстана не имеют права
После девальвации в Казахстане гражданам стало ясно, что блюсти их интересы никто не собирается, что их благосостояние и благополучие для власти – дело десятое. Возмутившись, они мирно вышли на улицы. И выяснилось: мирно протестовать граждане Казахстана не имеют права. За выход на улицу в неположенном месте без оповещения об акции за 10 дней-арест. Даже если мирно митингующие вышли с детьми и подростками – их тоже под арест. Как это произошло на днях в Астане, когда 33 ребёнка оказались под арестом за участие в акции протеста. Собираешься идти на митинг – прокуратура разошлёт предупреждения или арестует. Выступаешь перед избирателями на улице ‒ устраиваешь несанкционированное собрание. Чтобы не нарушать прав граждан на выражение собственного мнения, президент общественного фонда «Ар. Рух. Хак» Бахытжан Торегожина предложила разработать народный вариант Закона «О мирных собраниях в РК» и представить его в правительство республики. С предложением она выступила на своей страничке в «Фейсбуке»*.
Новый документ должен убрать основные недоразумения, которые возникают между митингующими гражданами и правоохранителями.
‒Во-первых, необходимо сменить характер мирных митингов с разрешительного на уведомительный, как принято в мире, ‒ рассказала Торегожина «Новому Региону-Азия». ‒ И доводы правительства РК о том, что могут быть беспорядки, либо действия, угрожающие жизни и здоровью, зелёным насаждениям – это с их стороны выглядит как надуманная причина. Во-вторых, сегодня в каждом городе республики существуют специально выделенные акиматом (региональным органом власти, прим. авт.) места для митингов. В Алматы это кинотеатр «Сары – Арка», в областных центрах их отводят почти за чертой города, что противоречит основным положениям Пакта о гражданских и политических правах, подписанному республикой. Если люди организуют акцию протеста, то она выражает не протест, а их мнение, на которое нужно обратить внимание тем, кто принимает решения в жизни народа. В-третьих, прокуратура за день до митинга рассылает предполагаемым участникам и организаторам предупреждения. Это акт устрашения. Иногда организаторов задерживают до мероприятия, а потом взыскивают за участие в нём – это противозаконно и несправедливо.
Будут пересмотрены и другие нормы. Например, положение о том, что встречаться с избирателями кандидат в депутаты должен в строго отведенном для этого месте. «Местные исполнительные органы и органы местного самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Условия предоставления помещения должны быть едиными и равными для всех кандидатов. Избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации» – гласит Конституционный закон о выборах в РК. За нарушение – скажем, встречу с избирателями где-нибудь во дворе, ‒ кандидат может лишиться права участия в гонке. И оказаться привлечённым к штрафу или годичному заключению за организацию незаконного собрания. Или отсутствие понятия «Одиночный пикет» (по действующему закону пикет начинается от 3 человек и выше, прим. авт.). Благодаря ему арестованными за нарушение правопорядка и оштрафованными могут стать даже актёры, решившие провести флеш-моб. Есть в проекте и разрешение спонтанных мирных собраний. По действующему закону нужно уведомить власти и взять разрешение не менее чем за 5 дней до акции. Случаев внезапного народного гнева, как в случае с девальвацией, не предусмотрено.
Но, несмотря на то, что законопроект «народный», кухарок с улицы к его разработке не допустят.
‒ Законы должны составлять профессионалы. Поэтому основной костяк рабочей группы – юристы, правозащитники и гражданские активисты со знанием правил и законов, около 10-12 человек. Они должны изучить опыт других стран, аналогичные и смежные законы РК, противоречия в положениях, которые могут возникнуть с принятием новой нормы. Все соберутся в Алматы, или на базе Бюро по правам человека, или на территории какого-нибудь НПО. Мы готовы работать бесплатно. Потому что Генпрокуратура разработала свой вариант законопроекта. Это, по сути, внесение поправок в уже существующий закон: прибавятся 5-6 мест для митинга, но на периферии. И нам надо быть во всеоружии. Нужно разработать свою версию не хуже, чем в Европе, чтобы не нарушать прав человека. Затем её отправить в Генпрокуратуру, в Комиссию по правам человека, депутатам на рассмотрение… Если на рассмотрение попадут два варианта закона, то у нас есть шанс попасть в рабочую группу при парламенте, продвинуть пункты своего проекта и отстаивать свою точку зрения, ‒ планирует Торегожина. ‒ Под нашим проектом будут собираться подписи, и он отправится на стол к президенту Казахстана господину Назарбаеву. В Казахстане нет максимально необходимого количества подписей, которое нужно собрать для рассмотрения закона в парламенте. Но есть другие нюансы: нужно поработать с опытными, уважаемыми юристами, убедить бизнес-элиту, что закон нужен…А он действительно нужен. Для реализации свобод и прав человека, ведь протест-основное право донести свой выбор до общества цивилизованным путём. Протестное движение должно существовать всегда, как и свобода слова. Не зря Джон Кеннеди говорил: «Тот, кто делает мирный протест невозможным, делает насильственную революцию неизбежной»!
Казахстан, Астана, Елена Короткова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».