Киргизия останется без интернатов
В Киргизии собираются сокращать детские дома и интернаты. Сейчас в республике более 11 тысяч детей находится на попечении государства. 96 % из них – социальные сироты, чьи родители уехали на заработки или просто не в силах прокормить многочисленное потомство. Пособие на одного ребенка в семье, признанной малообеспеченной, составляет всего 468 сомов в месяц при минимальном прожиточном минимуме в 5060 сомов. В интернате же или детском доме на каждого воспитанника в месяц выделяется по 8 тысяч сомов, что и заставляет все большее количество родителей принимать решение отказаться от ребенка. Исправить ситуацию, по мнению представителей министерства социального развития, помогут фостерные семьи, которые разгрузят учреждения, а потом и вовсе – оставят их без воспитанников.
Системе фостерных семей, разработанной в США, уже более ста лет. В отличие от обычной семьи, принимающей решение взять детей из детского дома, фостерная семья – профессиональные «родители по найму». После обучения на специальных курсах и сдачи экзамена семья заключает контракт с государством на воспитание каждого ребенка. Эта ячейка общества рассматривается как временное пристанище для ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Как только трудный период заканчивается, ребята возвращается к себе домой. И только в исключительном случае дети остаются в фостерной семье до 18 лет. Отметим, что по возможности, чтобы не травмировать психику ребенку, его предпочитают отдавать родственникам. Даже одиноким, дальним и пожилым троюродным бабушкам, которым в таком случае полагается социальная поддержка и выплата от государства.
В странах же бывшего СССР идею фостеров воспринимают почему-то как панацею против переполненности детских учреждений. Киргизия – не исключение. В 2012 году правительством республики было принято постановление о внедрении механизма института приемных фостерных семей. Им, согласно документу, полагается ежегодная дотация в размере примерно в 200 тысяч сомов на одного ребенка. Плюс компенсация дополнительных затрат. Предполагалось, что в 2012 году в приемные семьи должны были отдать 10 детей, в 2013 – 15, в 2014 же – уже 30 человек. Но этого не произошло: подготовку наёмных родителей начали только сейчас, она завершится в июне. И, согласно заявлению главы Минсоцразвития Кудайбергена Базарбаева, до конца года на воспитание будут приняты 11 детей.
Но эта идея пока не нашла поддержки в киргизском обществе. Во-первых, благодаря своей стоимости. Нахождение в фостерных семьях только 11 детей обойдётся государственному бюджету в 2,3 миллиона сомов. Во-вторых, подобная практика негативно отражается на сознании ребенка. Мысль о том, что он всего лишь товар для заработка, меняет психику не в лучшую сторону. Воспитанник недополучает эмоций, которых с избытком хватает в каждой семье: любви, ласки, внимания, заботы. Кроме того, как показывает европейский опыт, его могут перекидывать из одной фостерной семьи в другую десятки раз, подвергать сексуальной эксплуатации, нанося дополнительные травмы. По мнению же председателя политической партии «Эркин-Эл» Мавляна Аскарбекова, всех этих жертв можно избежать, обратившись к истории и выбрав для киргизстанцев опробованную веками систему воспитания безнадзорных детей и сирот.
– Наша страна прошла социалистический путь развития. Во время СССР для воспитания беспризорных детей или сирот использовалась система интернатов, которая имела свои отрицательные и положительные стороны. Отрицательная заключается в том, что ребенок получал меньше духовно-нравственного воспитания и душевного тепла, терял родственные связи. Если же обратиться к более давним историческим событиям, то можно увидеть, что у кыргызов было принято воспитывать детей у близких и дальних родственников и членов рода, если семьи распадались или родители погибали. И нам лучше вернуться к этой традиции, чем внедрять фостерные семьи, которые никоим образом не приживутся в республике из-за коррупции. Семья, воспитывающая ребенка за счёт государства и получающая за это деньги – уже не семья, а коммерческий проект. Дети должны быть желанны и любимы, получать духовно-нравственное воспитание, – полагает политик. – Коммерциализировать же семейный институт и ожидать, что люди, получающие за каждого ребенка выплаты от государства, смогут полюбить их как родных и хорошо воспитать – это нонсенс! Появятся люди, готовые принять к себе детей исключительно из-за денег. А мы должны опираться на то, что ребенок должен получать не просто воспитание, питание и жилье, но и любовь, внимание, привязанность, не забывать традиций своего народа. В нашем случае я бы предложил вариант поддержки государством усыновления сирот или присмотра за беспризорными детьми среди близких и дальних родственников. Родоплеменные отношения, существующие в республике по сей день, могут обеспечить это и без государственной поддержки. Столкновение цивилизаций – западной и восточной – не всегда приводит к хорошим результатам. И некоторые наши НПО копируют западную систему слепо, без учёта наших традиций и обычаев. Но лучший вариант с учетом нашего менталитета – популяризация родственных связей, когда даже дальние родственники смогут принять ребенка, оставшегося без поддержки. Мы должны опираться на свои истоки, а не на насажденное из-за рубежа!
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
© 2014, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».