«Живые бомбы» из Киргизии
«Сирийская угроза», о которой говорили многие центральноазиатские эксперты и политологи, начала реализовываться. Теперь к странам, поставляющим боевиков для свержения режима сирийского президента Башара Асада и распространения идей ваххабизма, прибавилась ещё одна республика региона – Киргизия. По данным правозащитников, уже около двухсот граждан республики воюют в отрядах повстанцев.
О первых случаях вербовки стало известно в марте 2013 года. Тогда ГКНБ удалось перекрыть канал, по которому пособники террористов поставляли «свежее мясо». Агитаторы обосновались в мечетях и медресе юга республики, где, под видом пятничной молитвы и обучения Корану, арабскому языку, письму и шариату проводилась вербовка. Позже подростков переправляли в Турцию, где, после обучения в лагерях, они оправлялись в бой. Но вернуть в республику удалось только 15 парней, с которыми в ГКНБ провели беседу и отправили по домам. В течении года ГКНБ и ГПС неоднократно предотвращали выезд подозрительных граждан на территорию Турции и Египта. Так удалось задержать нескольких вербовщиков и их живой груз. А в мае 2014 года удалось заключить под стражу двух боевиков, воевавших в рядах террористической организации «Джабхат ан-Нусра». Задержано за год и около 30 человек, планировавших теракты на территории Киргизии после возвращения из Сирии. Однако проводимых спецопераций по поимке вербовщиков, террористов, и радикально настроенных проповедников, распространяющих листовки, недостаточно: жители Киргизии продолжают уезжать в Сирию, чтобы помогать антиправительственным войскам. Но их ожидания не сбываются.
Об этом свидетельствует история 28-летнего Эльнура Сардарова, родители которого обратились через правозащитников к прессе с просьбой о помощи. Парень жил с родителями в пригороде столицы – городе Токмак. Однажды, как обычно, он уехал из дома на работу, а позже позвонил домой родителям из аэропорта «Манас» и сообщил: улетает в Египет. С какой целью и зачем – выяснить не удалось: сын уже не отвечал на телефонные звонки. Это было 9 декабря 2013 года. Через несколько месяцев он вышел в Интернет в одну из соцсетей, написал «Мы попали не туда». Тогда родители забили тревогу, и поняли, что сын, скорее всего, оказался у боевиков. Они обратились в ГКНБ с заявлением, искали связи с правительством, президентом, чтобы Эльнура отыскали и вернули на родину. Но всё оказалось напрасно. Никто обращением родителей Сардарова заниматься не стал, и всё это время они прожили в неведении о его судьбе. В следующий раз сын позвонил в ночь на 7 августа 2014 года – сообщить, что всё в порядке. Голос показался взволнованным, нездоровым, но где он находится и что с ним – юноша сообщить не смог. Только сказал, что вместе с ним находится 11 человек из Кара-Балты и Бишкека, и завтра их перебросят в другом направлении, где его уже не найдут. После чего родители начали обращаться во все возможные инстанции и организации, чтобы спасти парня. Даже написали письмо на имя президента республики с просьбой о помощи, которое, кстати сказать, осталось без ответа. Наконец, им посоветовали обратиться к координатору ОО «Антикоррупционное общественное содействие» Нурлану Алымкулову. Тот, в свою очередь, попросил о помощи координатора Конгресса по правам человека в Центральной Азии Турсунбека Акуна. Он обратился в ГКНБ и выяснил: последний звонок Сардарова был сделан из Турции. Акун выехал на его поиски. Тем временем, сотрудники ГКНБ начали своё расследование, во время которого стало ясно, что семью завербованного без присмотра не оставляют. Во время встречи с родителями парня позвонила его сестра, работающая в Екатеринбурге: ей на «Вотсап» пришло сообщение с незнакомого турецкого номера о том, что брат её погиб и похоронен на границе с Ираком. А позже матери и отцу, обратившимся к правоохранителям, стали поступать угрозы: не будете с нами сотрудничать – не получите сына живым! Поэтому пара не общается с журналистами напрямую: опасается за свою жизнь, и надеется, что Эльнур ещё жив, и его удастся найти и вывезти на родину.
С помощью МИД и генерального консула КР Рената Тулебердиева удалось подключить к поискам киргизстанцев МВД Турции и министерство здравоохранения: решено было прочесать все больницы региона, откуда был сделан последний звонок. А в Генеральной прокуратуре Турции возбудили уголовное дело по заявлению родителей по факту вербовки и незаконного пересечения границы, и начали искать завербованных киргизстанцев и их хозяев. Сам же Акун попробовал провести неофициальное расследование. Он отправился в криминальный район Аксарай, где проживает много приезжих из разных стран, среди которых выбирают свою добычу вербовщики. Преимущественно это мужчины, приехавшие на заработки, которые вынуждены заниматься тяжёлым физическим трудом или работать в кафе и становятся лёгкой добычей вербовщиков. Они организуют джамааты (общины, прим.авт.), которые проповедуют различные нетрадиционные толкования религиозных догм ислама, обучают будущих боевиков, а затем отправляют в горячие точки.
– У нас не очень образованная и разбирающаяся в канонах ислама молодёжь, которая легко идёт на поводу у материально заинтересованных в их вербовке руководителей джамаатов экстремистского толка. Они обучают их тактике боя и направляют наших неустойчивых ребят на то, что если они умрут в бою, то попадут в рай. И молодые люди начинают стремиться пожертвовать собой, не видя перед собой других направлений в жизни. В Турции действуют три крупные джамаата. Первый – это «ISIS» («Исламское Государство Ирака и Леванта», прим. авт.), в него входят приезжие из Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана – приблизительно пять тысяч человек. Из Кыргызстана там, по нашим неофициальным данным, более ста человек. Второй составляют приезжие наёмники из стран Африки. Оба эти джамаата воюют с шиитами, против Асада. Третий – «Демократия» – сторонники Башара Асада, в нём проходят подготовку большей частью арабы, – поделился правозащитник с «Новым Регионом». – Сейчас эта война превратилась в политически-религиозный конфликт между суннитами и шиитами. И я бы хотел призвать родителей, чтобы они внимательно следили за своими сыновьями, не направляли их на путь войны и насилия. Чтобы трагедия с Эльнуром не повторилась. По нашим данным, он ещё жив и мы ведём его поиски.
Но сворачивают на путь джихада, поддавшись пропаганде религиозных деятелей не только мужчины: сейчас в Сирии, по данным правозащитников, находится более 70 киргизстанок. Примером того, что ждёт их за границей, могут служить истории двух девушек, которых в мае 2014 года спецслужбам удалось доставить в республику из Турции. Обе они прошли подготовку в военных лагерях. Следствие выяснило: одна из них уехала на заработки, и оказалась в сексуальном рабстве у боевиков. Вторая, которой было всего 17 лет, поехала воевать в Сирию по приглашению молодого человека, с которым она познакомилась в Интернете. Это одна из распространённых тактик вербовки молодых девушек, которые недавно приняли ислам и многого не знают о своей религии. Вербовщики привлекают их возможностью выйти замуж за правоверного мусульманина, который будет соблюдать традиции, носить их на руках и обеспечивать всем необходимым их будущих детей. Отношения завязываются через соцсети, будущий муж даже высылает деньги на билет и первое время после прилёта. По прибытии они выходят замуж за экстремистов и легко проникаются их идеями, а после смерти кормильца становятся жёнами его единомышленников и начинают готовить себя к участи шахидки.
Лёгкой мишенью для агитации являются и женщины, оставшиеся без мужа и поддержки с детьми на руках. Отчаявшись найти помощь у родственников и государства, они уходят в экстремистские ответвления ислама. На уровне муфтията этой проблемой никто не занимается, поэтому киргизские мусульманки решили взять инициативу по спасению своих сестёр по вере в свои руки.
– Они живут в плохих социальных условиях, не имеют статуса, подчас уважения и поддержки в семье. А в религиозной организации их обучают, обещают заграничные поездки, они выполняют какую-нибудь ответственную работу – например, раздают листовки экстремистского содержания. Спустя время наиболее активным дают возможность обучить таких же несчастных тому, чему научили чуть раньше их самих. И всё! Человек испытывает чувство гордости, у него поднимается самооценка, самоуважение, повышается социальный статус. Это уже не просто домохозяйка, у нее появляется миссия в жизни. К тому же таким людям обещают, что они попадут в рай. Это «женщины-бомбы», которых готовят буквально за месяц, – рассказывает президент прогрессивного общественного объединения женщин-мусульманок (ПООЖ) «Мутакаллим» Жамал Фронтбек кызы. – Сейчас наша организация занимается созданием и регистрацией Конгресса мусульманских женщин. Цель нового объединения – привлечение женщин Кыргызстана в традиционный ислам, поскольку никто этим вопросом у нас не занимается, не существует специальной литературы, рассказывающей об исламе женщинам.
Именно из-за незнания канонов традиционного ислама процветает и «Джихад аль-никах», или джихад через секс. Девушка приезжает в лагерь, где после ритуала заключения «мута» – брака на несколько часов, удовлетворяет сексуальные потребности каждого из новых мужей – боевиков. Эта мера не принимается большинством ответвлений ислама, и от побывавших под сотнями мужчин девушек отказываются родные и близкие. Однако проповедниками-салафитами и суннитами, вставшими на сторону террористов, преподносится как доблесть. И на секс-джихад отправляется всё больше молодых мусульманок со всего мира: от Малайзии и Туниса до Великобритании.
Предотвратить отток сотен граждан Киргизии на сторону террористов можно, если в стране появится единая программа по внедрению среди верующих традиционного ислама без примеси экстремистских течений. Работа в этом направлении ведётся: в ближайшее время состоится тематический круглый стол, на котором соберутся общественные деятели, представители муфтията республики, религиоведы и сотрудники спецслужб, чтобы обсудить сложившуюся угрозу и разработать меры по её ликвидации. Опасения оправданны: если небольшая террористическая группа боевиков Исламского движения Узбекистана на юге республики в 1999 году спровоцировала военную кампанию, то что же могут организовать десятки вернувшихся из Сирии и хорошо обученных диверсантов-смертников? Но пока идея существует только в головах. А родителям киргизстанцев-мусульман остаётся только внимательно следить за своими детьми, воспитывать их в рамках традиционного ислама и больше интересоваться их жизнью, если они уехали из дома на заработки.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
© 2014, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».