AMP18+

Центральная Азия

/

Россия и её союзники дали миру больше, чем вся Европа

Экс-кандидат в президенты Кыргызстана, экс-спикер парламента страны, а ныне заместитель Генерального секретаря Совета сотрудничества тюркоязычных государств Адахан Мадумаров рассказал о возможном слиянии двух политических объединений, политической культуре в КР и внешнеполитических играх сверхдержав.

– Адахан Кимсанбаевич, ваша партия и «Бир Бол» сообщили об объединении. С чем связано неожиданное слияние?

– Начнём с того, что мы только начали совместную работу по обсуждению такого варианта. С обеих сторон сформированы рабочие группы. Необходимо определить, насколько близки наши взгляды по тем или иным вопросам. Сейчас нужно повысить политическую ответственность ради укрепления государства и улучшения благосостояния народа. Кыргызстан должен занять достойное место в мире.

– То есть Вы готовы идти на уступки?

– Безусловно. Иногда я стесняюсь говорить слова «на благо Кыргызстана», потому что и граждане, которые работают на базаре, и те люди, совершающие финансовые махинации, употребляют это выражение. Оно стало как бы ругательным. Кыргызстанцы уже просто не верят в искренность подобных слов политиков, не хотел бы им уподобляться. Хотя в глубине души следую именно этому принципу.

– Что Вы думаете о своих оппонентах, которые тоже объединяются?

– В пятимиллионном Кыргызстане наличие двухсот партий говорит о низком уровне политической культуры общества. Политики ещё не выросли, играют в детские игры: «Я вместе с женой, друзьями, сотрудниками и родственниками создам политическую партию, и моя цена возрастёт, ведь я пришёл не один, а со своей партией». Они бьют себя в грудь, создавая видимость политического объединения. А на самом деле оно создаётся для того, чтобы выгодно поторговаться. Объединение – это неизбежный процесс. В Кыргызстане должны быть 3-4 политические партии, которые будут вести идеологическую борьбу вокруг идей и возможных путей развития страны. Сейчас бравировать мускулами – символ тупости и безнадёжности. Настало время услышать голос интеллигенции, аксакалов, у которых душа болит за будущее страны…

– Как Вы оцениваете действия власти в стране?

– Простите, а что правительство делает? Большое видится на расстоянии, и мне кажется, что исполнительная ветвь власти и правительство не работают. Почему поднялись тарифы на электроэнергию, почему половина страны сидит без газа? Это простые житейские вопросы, на которые министры не могут дать внятного ответа. Тем более положение усугубляется происходящим вокруг рубля. Около миллиона наших граждан работают в РФ, и от их заработка зависит социальное положение многих кыргызстанцев. Солидные поступления в бюджет были за счёт мигрантов, и лихорадка вокруг рубля затрагивает напрямую нашу экономику и социальную сферу жизни. Я не вижу, как на это реагирует правительство. Не понимаю рокировок и перестановок, переназначений на должности – во имя чего они? Если тот или иной человек не справился с работой на предыдущем месте, не надо ради поощрения назначать его на другую должность. Стране необходим компактный кабинет министров и всенародно избранный президент, который мог бы его успешно возглавлять и нести персональную ответственность за всё, что происходит.

– В прошлом году в нашей беседе Вы отметили, что Кыргызстану нужна сильная президентская власть, и глава государства должен нести полную ответственность за всё. Это Ваша неизменная позиция? Тогда же Вы говорили, что республика экономически, стратегически и геополитически просто обязана быть в ТС. Учитывая сегодняшние реалии и санкции Запада в отношении РФ, насколько выгодно Кыргызстану вхождение в Таможенный союз?

– Кто утверждает, что Таможенный союз и ЕАЭС – рай для Кыргызстана – заблуждается, как и те, которые говорят, что при вхождении в ТС Кыргызстан потеряет всё. У нас судьба, история, психология и ментальность одна с государствами, образовавшими ЕАЭС, и нам лучше быть вместе – мы ничего не потеряем. Не надо бояться и истерить, говоря, что мы лишимся независимости. С какой стороны у нас независимость, покажите пожалуйста? Энергетически, финансово, регионально, геополитически, геостратегически зависим? Зависим. О какой независимости можно тогда говорить? Трудности, связанные с вхождением в ЕАЭС, заключаются в том, что Кыргызстан за 20 с лишним лет не развивал собственного производства. Нечего выставить на рынок. В этом никто не виноват, кроме самих кыргызов. Где-то какие-то трубы заводов дымят? Я этого не вижу. Если нам самостоятельно не удалось за 23 года создать мощное независимое государство, давайте создавать его вместе! Отмечу, что вхождение в ЕАЭС имеет плюсы и минусы, но плюсов куда больше и дорога у нас одна – быть в Союзе. Одинокая лодка не может долго плавать в океане. Возможно, через 3-4 года мы подтянемся до уровня РФ и Казахстана.

– Многие эксперты склонны считать, что две державы – Китай и Россия – ведут конкурентную борьбу за страны Центральной Азии. И влияние западных санкций укрепило решение Москвы усилить присутствие в регионе.

– Это хорошо: нет худа без добра. Было время, когда либералы в российском правительстве говорили: «Зачем нам эта Центральная Азия? Будем дружить с Евросоюзом, мы – европейское государство!». А Владимир Владимирович отвечал: «Россия больше Азия, чем Европа!». У нас единая история. Россию Евросоюз не будет воспринимать как европейское государство. Они об этом открыто пишут, заявляют, снимают научно-документальные фильмы, показывая своим гражданам Россию, как дикую и отсталую страну. Хотя она дала миру гораздо больше, чем вся Европа вместе взятая. У неё богатейшая история! Москва сейчас, по-моему, пожинает плоды тех либералов, которые разрубили узы и связи с прошлым. Нынешняя власть усиленно восстанавливает их. И этот процесс не всем нравится, потому что Россия становится сильнее сама, как бы парадоксально это ни звучало. Россия без Европы – проживёт, а сможет ли Европа без России – это очень большой вопрос!

– Здесь всё понятно. А как же Россия и Китай?

– Борьба между Россией и Китаем за Азию идёт испокон веков. Наши предки сделали свой выбор – всегда быть с Россией. Знаете, лично я свои визиты в советскую, не нынешнюю Россию, вспоминаю с большой теплотой. Своё студенчество, времена стройотрядов, когда, не дожидаясь машины, мы шли на ночлег через деревню, и любая бабушка считала своим святым долгом угостить нас квашеной капустой, огурчиками, помидорчиками… Рассказываю детям, они не верят. В прошлом году, когда на Олимпийских играх выиграла сборная РФ, кричал: «Ура! Наши выиграли!». А дети говорят: «Это же Россия выиграла!». Вот вам тургеневский вопрос. Борьба между государствами была, есть и будет. Великие державы намерены претендовать на распространение своего политического, культурного и экономического влияния, и это нормальный процесс. От нас зависит, как мы воспитаем следующие поколения. Если у подростков во время просмотра кинохроники Сталинградской битвы, блокадного Ленинграда, битвы под Ржевом, сопровождающиеся песнями про День Победы в исполнении Лещенко, про журавлей – Кобзона, Толкуновой с сокровенными словами: «Если б не было войны…», не наворачиваются слёзы на глазах – считайте мы их потеряли. На этих простых вещах держится самое великое – память.

Кыргызстан, Бишкек, Владимир Банников

© 2015, «Новый Регион – Азия»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Центральная Азия, В мире, Интервью, Политика, Россия, Китай, Кыргызстан,