AMP18+

Центральная Азия

/

Власти в Киргизии – источник и угроза безопасности одновременно

В Бишкеке в международном пресс-центре «News-Asia» состоялся круглый стол « Аспекты региональной безопасности в Центральной Азии, основные угрозы и возможности стабилизации». На мероприятии, помимо местных экспертов, присутствовали представители екатеринбургского Центра Европейско-азиатских исследований и московского Центра политических исследований России.

Спектр заявленных тем к обсуждению был весьма широк: от 100-летия событий 1916 года в КР до искажений истории и событий Великой Отечественной войны. Здесь гости мероприятия оказались более-менее единодушны. А вот по поводу угрозы политической и военной, а так же по вопросу информационной безопасности как центральноазиатского региона, так и России, проявился плюрализм мнений. Так, по мнению Андрея Русакова, исполнительного директора Центра Европейско-азиатских исследований, информационными угрозами для России служат пересмотр итогов Второй мировой войны на мировом уровне и подмена исторических событий и ценностей ВОВ. А так же…легализация сообществ секс-меньшинств и наделения их всем комплексом свобод гражданина, в том числе и на усыновление, брак между собой и отдельные туалеты.

– Раньше никогда не возникало сомнений в том, что Советский Союз победил такое страшное зло, как фашизм. В последнее время мы наблюдаем такие случаи, как отказ от празднования 9 мая на Украине. Стали обыденным явлением шествия бывших легионеров СС в Прибалтийских странах. Второй аспект – это дискуссия о признании и легализации гей-сообществ в Российской Федерации, которую инициировала Европа. Запад почему-то всерьез считает это фактором нашей цивилизованности. Мы должны понимать, что этот вопрос является неприемлемым для политической информационной повестки РФ, – подчеркнул Русаков.

С ним отчасти были солидарны и другие гости круглого стола. А вот по поводу обеспечения региональной безопасности в целом мнения разделились. Так, депутат от «Ата-Мекен» Каныбек Иманалиев полагает, что крупные региональные интеграционные объединения, которые могли бы объединиться против угроз, не могут выполнить эту функцию. Хотя бы потому, что в них не задействованы все страны целиком: к примеру, те же Туркмения и Узбекистан держат в этом отношении «позитивный нейтралитет», самостоятельно укрепляя границы и борясь с экстремистами.

– Мы находимся поблизости от границ с Афганистаном и Пакистаном, и угрозами безопасности в регионе. Если Центральную Азию рассматривать как регион, то у нас нет единой региональной линии. И каждая страна не может бороться с терроризмом в одиночку. Нам остаётся работать с теми объединениями, которые работают в регионе. В Европе их три – европейский союз, НАТО, ОБСЕ, и все они могут регулировать безопасность своих стран-членов. А кто может контролировать безопасность в Центральной Азии? СНГ – пройденный этап, ОДКБ для нас является более оптимальным и привлекательным, но сюда включается несколько факторов. Во-первых, из первоначального состава объединения вышло несколько стран (Азербайджан, Грузия и Узбекистан, прим.авт) , то есть, у лидеров стран ОДКБ не было единого видения будущего. Во-вторых, у организации нет опыта решения вооружённых конфликтов внутри стран-участниц. В-третьих, если судить по интервью, у лидеров организации разнополярный взгляд на будущее объединения,– аргументировал он. – Поэтому что остаётся Кыргызстану? Надеяться только на собственные силы. Укрепить границы, усилить армию, поставить под сомнение участие в ОДКБ. Плюс попробовать провести диалог по теме в таком формате: страны Центральной Азии плюс ещё две державы – Китай и Россия, плюс Афганистан и Пакистан, которым так же интересна безопасность в нашем регионе и ликвидация очагов нестабильности. Что касается ШОС, то он более экономический проект. И сможет ли он в будущем стать региональным объединением, которое несёт ответственность за обеспечение региональной безопасности – маловероятно. Поскольку сюда вошли новые члены – Пакистан и Индия, которые имеют разнополярные взгляды на обеспечение безопасности в регионе. Поэтому ШОС будет развиваться экономически. Пока же если характеризовать вопросы безопасности, их можно охарактеризовать тремя словами: неопределенность, нестабильность и непредсказуемость.

Его оппонент Аликбек Джекшенкулов, дипломат в отставке, наоборот, посчитал в своём выступлении, что ОДКБ – едва ли не единственный гарант безопасности в республике и регионе.

А вот лидер партии «Бутун Кыргызстан», экс-секретарь Совета безопасности Адахан Мадумаров считает, что понятие «угроза» для КР касается не только религиозного экстремизма и террористов, с которыми нужно бороться с помощью силовых объединений, но и внутренних врагов в лице чиновников страны, действия которых так же направлены порой на распад государственности и вред населению.

– Источником безопасности, гарантом безопасности и угрозой безопасности в Кыргызстане является власть. Что это означает? Вот недавно были задержаны 97 граждан Китая с нашими незаконно выданными паспортами. Наши правоохранители фактически каждый день проверяются на коррупцию во время получения взяток… Если народ перестаёт верить органам государственной власти, то этот народ найдёт способ избавиться от этого государства, чем и пользуются террористы, – напоминает Мадумаров. – Кыргызстан сегодня-самое слабое звено в евразийском пространстве. Потому что по данным одного из депутатов, уже несколько лет назад в республике незаконно находилось порядка 300 тысяч граждан КНР ( в 2013 году эти данные озвучивал Мавлян Аскарбеков, прим.авт. ).И кто знает, сколько ещё граждан других государств находятся у нас нелегально. Наши правоохранительные органы не ведут подсчёт того, сколько молодых людей возвращается из зоны боевых действий в Сирии, где они были в составе ИГИЛ. Кто взял их на учёт, кто знает, где они сейчас и чем занимаются? Российская Федерация рекомендует учёт таких лиц, их строгий контроль, а что у нас? Все об этом знают, но если об этом заговорят представители правоохранительных органов, то они свыше лишатся занимаемых должностей. Поэтому я и говорю, что нынешняя власть является источником опасности и дестабилизации в стране. Или другой пример: биометрический паспорт. В Интернете гуляет видео, с которым может ознакомиться любой. Почему из 28 европейских развитых государств ни в одном биометрические паспорта не используются для голосования? Потому что все данные, включая кредитные операции, покупки, место проживания – входит в чип, и будь вы в Лос-Анджелесе или в Дубае, за вас можно проголосовать, с чем можно поздравить уважаемых кыргызстанцев. Они превратились в ходячих роботов, за что можно сказать спасибо товарищу Сарпашеву- прошу прошения, не хотелось бы использовать слово «товарищ». И все, кто проводил выборы и готовятся проводить референдумы – знали об этом.

Однако к революционно-покоряющим заборы митинговым методам, ставшим стандартным способом борьбы против властей в КР, Мадумаров не призывает. По его мнению, напротив, необходимы диалог и обсуждение того, как найти постоянную власть, болеющую за народ больше, а не «транзитную» и временную. Так же он отметил, что отдельная часть угроз – информационная безопасность и сообщил, что по поводу её сохранения до конца 2016 года в Бишкеке состоится международный форум.

Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Центральная Азия, В мире, Политика,