AMP18+

Центральная Азия

/

В Киргизии трудится каждый четвертый ребенок

Для детей лето – это каникулы, отдых на Иссык-Куле и развлечения, но, к сожалению, многие несовершеннолетние вынуждены работать на СТО, рынках, автомойках, кафе, трудиться на полях… Для одних – это способ заработать первые карманные деньги или же приобщиться к родительскому бизнесу, для других – единственная возможность выжить.

По данным Международной организации труда, вынужденных работать детей в мире насчитывается более чем 160 миллионов, из них 85 заняты опасным трудом: разбирают и сортируют мусор на свалках, работают с пестицидами в сельском хозяйстве, таскают тяжести на значительные расстояния (что впоследствии влияет на детородную функцию у девочек), занимаются проституцией… Не исключением стал и Кыргызстан. 580 565 детей в возрасте от 5 до 17 лет, по данным МОТ, вовлечены в трудовую деятельность. Как и где работают маленькие кыргызстанцы, и что можно сделать, чтобы достичь в республике отметки «нулевого детского труда»?

Недобрые традиции

По мировой классификации детский труд становится таковым, если дети работают слишком много часов на опасных видах работ, занимаются той деятельностью, которая не соответствует их возрасту, вредна для здоровья, нарушает их права, заложенные в Конвенции о правах ребенка и других международных документах, а также нарушает законы государства. Подобные разновидности труда – явление для истории союзных республик не новое. Вплоть до конца эпохи НЭПа в 20-е годы минувшего века они считались нормой. Дети работали чистильщиками обуви, углекопами, рыбаками, хлопкоробами, работниками на фабриках и заводах, учениками кожевников, няньками, белошвейками. Уже к 30 годам они спивались, теряли зрение или были отравлены ядовитыми веществами на работе. С окончательным установлением доктрин советской власти, ликвидировавшей беспризорность и малолетних тружеников как явление, за детьми остались исключительно домашние и общественные обязанности, включая присмотр за скотом и сезонные работы в огороде и поле у тех, которые жили в селе. Необходимость заработка детьми и подростками вернулась с началом перестройки, когда доходы в большинстве семей стали стремиться к нулю, равно как и уровень образования в семьях, который является одним из барьеров детского труда.

Дети – источник дохода

Если уровень жизни в соседних странах с аналогичными проблемами хоть немного улучшается, то Кыргызстан этим похвастаться не может. По данным Нацстаткома, в 2015 году уровень бедности в республике составил 32,1 процента, что на 1, 5 больше, чем в 2014 году, по городам он вырос на 2,4%, а в селах – на 1%. А значит, остаётся и необходимость в том, чтобы в семьях было максимальное количество рабочих рук, – крайними, благодаря государственной «заботе», становятся дети и подростки. Сыграла свою роль и миграция, сделавшая многих представителей молодого поколения сиротами при живых родителях и безразличных родственниках, порой стремящихся еще и нажиться на «лишнем рте» в доме. Кроме того, часть граждан республики за это время стала членами сект, с точки зрения которых предохранение от беременности – грех, и рождаемость в таких семьях поползла вверх. Старшим детям ничего не остается, как бросать обучение и искать работу, чтобы содержать братьев и сестер и вечно беременную мать. Причем в основном труд их неквалифицированный: от толкания тачек до работы на полях, ухода за чужими детьми и даже проституции. Да и тенденция, когда дети становятся кормильцами в полной семье, где на их иждивении сидят вполне дееспособные родители и младшее поколение, жива и процветает. Пример тому история Канат кызы Айганыш. 13-летняя девочка вместо обучения в школе отправилась в Екатеринбург зарабатывать деньги уходом за детьми и уборкой квартиры у родственников. Дома за счет ее переводов жили безработная мать, трое младших братьев и сестер и отец, находящийся в заключении. О жизни подростка так никто бы и не узнал, если бы девочка не пропала, отправившись вечером в близлежащий магазин возле дома. Ее искал весь город, подключилось и генконсульство КР… Через три месяца Айганыш нашли мертвой в одном из гаражных кооперативов.

Растим рабов?

Специалисты МОТ совместно с Нацстаткомом провели исследования: «Работающие дети в Кыргызской Республике. Обследование детского труда 2014-2015 годов» и подготовили отчет, который заставляет задуматься о будущем республики. Чем дальше от северной и южной столиц и беднее регион, тем больше в нем работающих детей от общего их количества: в Нарынской – 39,5% , Джалал-Абадской (37,3%) и Ошской (36,2% детей). Меньше всего бишкекчан (6 %), ошан (15,1%) и жителей Чуйской области (19,1%). Более 70% работающих детей заняты на опасных работах: с 2007 года их количество увеличилось более чем на 93 тысячи и на 2014 год составило 276 218 детей. Большая часть (96,2%) их занята в сельском хозяйстве. 1, 2% торгуют, 0,8% работают на стройках и в обрабатывающей промышленности. Остальные 3,8 % заняты в прочих сферах деятельности. В среднем участники исследования работают от 15,1 до 19,3 часов в неделю (горожане на 1,7 часа больше сельчан) и получают около 4000 сомов ежемесячно. Но деньги за работу в карман кладут лишь 7% детей, трудящиеся на себя или по найму. 92,7 % их сотоварищей не получают вообще ничего, Поскольку их труд приходится преимущественно не на «чужого дядю», а на семью или дальних родственников.

Помимо этого дети подвергаются насилию – жертв оказалось 2,3%. 82,3% случаев имеют психический характер – подобное больше происходит в отношении мальчиков в городах, а 49,1% случаев – это физическое насилие – ему чаще всего подвержены девочки в сельской местности. Раннее вступление во взрослую жизнь и отсутствие детства мешает юным кыргызстанцам справляться и с обязанностями, возлагаемыми обществом. По результатам обследования, 10,5% детей никогда не ходили в школу или другие образовательные учреждения.

Что делать?

Международный опыт показывает, что для улучшения ситуации необходимо принять срочные меры: к примеру, в сельской местности внедрить трудосберегающие технологии, чтобы детский труд был не нужен. Однако пока об этом в КР остается только мечтать. Ни одна партия при выборах в ЖК не включила их в программу, закрыв глаза на многочисленные нарушения Кодекса КР о детях, согласно которому труд детей до 14 лет вообще запрещен...

Незадолго до ухода на каникулы парламентарии поднимали вопрос о том, как ужесточить ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за условия жизни и воспитание детей. Поводом к этому стали не только данные по детскому труду и насилию над несовершеннолетними, но и возросшее количество суицидов среди этой возрастной группы, а также случаев, когда дети и подростки примыкают к экстремистским течениям.

– 24 часа в сутки детьми должны заниматься родители. Именно они должны прививать своим детям культуру поведения, решать их проблемы. В стране же надо поднимать культуру психологической помощи, потому что между Семейным кодексом и международной Конвенцией о детях наблюдается огромный провал. Психологов не хватает, достаточно посмотреть статистику, по которой 40 процентов детей, выйдя из интернатов, становятся преступниками, – отметила Ашэра ХАЛИКОВА, депутат, аргументируя свою точку зрения о необходимости несения взрослыми принудительной ответственности за детей.

Однако документ с соответствующей инициативой так и не появился на общественном обсуждении: он станет частью программы по поддержке материнства и детства, которую уже в сентябре 2016 года представят депутаты. Вспомнят ли о ней, вернувшись с каникул, народные избранники – остается только догадываться.

Пока же в Бишкеке с мая месяца проходит информационно-просветительская кампания, цель которой – повышение информированности общественности, включая детей, о проблеме детского труда, ее масштабах и характеристиках, последствиях для ребенка и общества, а также об основах международного и национального законодательства в этой области. В этом году Всемирный день борьбы с детским трудом, отмечаемый 12 июня, проходил под лозунгом «Покончим с детским трудом в цепочках поставок!» Инициаторами и организаторами кампании выступили Министерство образования и науки, Министерство труда и социального развития, Управление образования г. Бишкек, муниципальная администрация г. Бишкек по Свердловскому району, а также общественные организации ОО «Институт развития молодежи», ОФ «Институт детства», Центральный комитет профсоюза работников образования и науки КР. Мероприятия ее проводятся при технической поддержке Международной организации труда (МОТ).

Кыргызстан, Бишкек, Клена Короткова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Центральная Азия, В мире, Общество,