Где гигантская «П»? Путешествие по Перми (авторская колонка, ФОТО)
В Перми демонтировали огромную красную букву «П». Символ, который для города придумал известный дизайнер Артемий Лебедев, простоял на одной из центральных площадей города несколько месяцев, и был убран 26 июня вечером. Несмотря на пропажу главного визуального образа новой культурной столицы, Пермь остается городом победившего уличного искусства. Короткий визит к соседям, наблюдения и фото – в отчете корреспондента «НР-Екатеринбург».
В Перми я была четыре раза, первый раз – чуть меньше года назад. За это время город оброс множеством уличных арт-объектов – такое впечатление, что новые появляются там каждый месяц. Впрочем, нужно сразу оговориться, что речь идет лишь о центральной части Перми. Это Комсомольский проспект (Компрос) – главная улица Перми (она известна, например, тем, что в октябре 2009 года по нему промчался «бешеный автобус»: транспортное средство вышло из-под контроля и на всей скорости проехало по Компросу, разбив несколько машин – остановил автобус только постамент статуи Николая Чудотворца, расположенный возле пермской государственной художественной галереи); это улица Сибирская – исторический центр города, а также перпендикулярные им улицы Петропавловская, Ленина и несколько других.
Так, Компрос уставлен скульптурами, причем весьма неоднозначными: выполнены они буквально из металлолома, и нельзя сказать, чтобы всем местным жителям они пришлись по нраву. Особенно много эмоций вызвал установленный на Компросе медведь Потапка – слово «урод» было самым безобидным и печатным из тех, что я слышала по отношению к нему. Мишка действительно довольно страшный – кривой, угловатый и с нечеловеческим страданием в глазах. Но вообще-то медведей в Перми любят – они встречаются не только на официальной символике, но и, разумеется, в сувенирной продукции, а также в виде скульптур. Кроме страдающего Потапки, мною были замечены еще как минимум два медведя. Один из них пользуется особой популярностью: бронзового мишку, расположенного возле гостиницы «Урал», все норовят потрогать за нос «на счастье», так что нос уже блестит.
Также возле «Урала» не так давно появились объекты так называемого лэнд-арта, выполненные из природных материалов. К примеру, из досок здесь выполнена «скульптура» под названием «Хребет России», а из переплетенных прутьев – лебединые головы на длинных шеях. Возвращаясь же к фигурам на Компросе, хочется отметить, что особого интереса, как мне показалось, у пермяков они не вызывают. По крайней мере, ни в один из своих приездов в Пермь я не видела, чтобы с этими скульптурами фотографировались, в то время как екатеринбуржцы постоянно запечатлевают себя рядом с более, скажем так, традиционными скульптурами на улице Вайнера.
Еще одно знаковое место и «полигон» для уличного искусства – городская эспланада. Это большое пространство между знаменитым пермским театром «Сцена-Молот» (также известным как «Театр-Театр» – такое название предложил бывший министр культуры Пермского края Борис Мильграм, за что его прозвали Мильграм-Мильграм) и зданием Заксобрания Пермского края. На эспланаде расположен памятник героям фронта и тыла, который называют также «Культура не пройдет»: дело в том, что одна из фигур монумента поворачивается спиной к «Театру-Театру» и делает упреждающий жест рукой, как бы успокаивая, что «культурной революции» можно не опасаться. Кстати, говорят, что памятник не нравится никому из пермского художественного сообщества, но сносить его не решаются – вряд ли жители города это оценят.
Другая достопримечательность эспланады – большой фонтан, за который пермяки переживают уже несколько месяцев. В марте этого года стало известно, что архитектор Евгений Асс предложил воздвигнуть на эспланаде новый арт-объект – гигантский деревянный забор, перегораживающий эспланаду почти посередине, от «Театра-Театра» до Заксобрания. В проекте этого забора никакого фонтана нет, но власти пермяков успокаивают – он останется на месте. Так что митингов наподобие екатеринбургского митинга в защиту площади Труда (и фонтана «Каменный цветок»), который прошел в 2010 году, в Перми пока никто проводить не собирается.
На эспланаде можно присесть на «власть»: большие буквы этого слова установили перед зданием Заксобрания год назад, а сейчас обшили деревянными досками сверху – так, что получились скамейки. Еще больший лаконизм – в знаменитой на всю страну гигантской красной букве «П». Металлическую конструкцию обтянули красной материей, и она простояла на эспланаде несколько месяцев – буквально вчера, 26 июня, ее демонтировали. «П» как символ Перми придумал дизайнер Артемий Лебедев, кстати, он же спроектировал для города несколько остановок общественного транспорта. Говорят, городскому бюджету это обошлось в 500 тысяч рублей.
В целом же Пермь не оставляет ощущения большого и развивающегося города, хотя невозможно не признать, что по части культурных событий она начала здорово опережать Екатеринбург да и некоторые другие города. Например, составу участников музыкального фестиваля «На траве», который проходил в день города 12 июня, позавидовали даже жители Санкт-Петербурга, а уж екатеринбуржцев туда приехало множество. Но если отвлечься от культурного досуга и обратить внимание на сам город, впечатления останутся довольно гнетущие. Одна из первых вещей, которая бросается в глаза – это, к сожалению, общая неопрятность города. В Перми существует очень странный способ реставрации старых зданий – в порядок почему-то приводят только фасад, остальное остается в совершенно чудовищном состоянии с облупившейся штукатуркой и разваливающимися кирпичами. Не красят город и плохие тротуары, ну а про ужасные пермские дороги (хоть в городе, хоть в крае в целом) слышали, наверное, все. В этом смысле Екатеринбургу все-таки повезло, точнее, центральной его части: в 2009 году, когда здесь проходил саммит ШОС, хотя бы центр города и гостевой маршрут привели в порядок.
С начала этого года в Перми появилась социальная реклама со слоганом «Пермь меняется – меняйся и ты», но на первый взгляд, никаких особых перемен в городе не произошло – там по-прежнему все довольно депрессивно. С другой стороны, за год, прошедший с первого моего визита туда, Пермь стала местом, в котором, как минимум, интересно. Может быть, жить там и не хочется (пока), но вот приехать туда на пару дней – уже очень даже. Сами жители города при этом к происходящей «культурной революции» относятся очень по-разному. Так, среди них есть ярые ее противники, и есть такие же ярые поклонники. Есть и те, кто к происходящему относится с изрядной долей иронии, но к материальным проявлениям «культурной революции» – уличным объектам – все относятся довольно бережно. Пока что в центре города ничего не сожгли, не сломали и никакой скульптуре не оторвали руки, ноги, крылья, лапы или хвосты.
Ссылки по теме:
Екатеринбург может оказаться на обочине культурной жизни >>>
В Перми установят новую, 12-метровую, букву «П» >>>
Знаменитую «П» демонтировали
Вас приветствуют «красные человечки». Органный зал Филармонии.
Улицы Перми заполнены арт-объектами.
Хребет России
Потапка
На «власти» можно посидеть
Пермяк солены уши – образ, гораздо более древний и знаменитый чем «П».
Екатеринбург – Пермь, Татьяна Пашкова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».