AMP18+

Авторская колонка

/

Мнение: Украина начала предпродажную подготовку ГТС

Принятие в пятницу Верховной Радой закона о реструктуризации компании «Нафтогаз Украины» означает начало предпродажной подготовки газотранспортной системы, на которую претендует Россия.

Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет Владимир Ларцев, экс-советник главы Фонда госимущества Украины.

...Хотя в качестве главной причины реорганизации «Нафтогаза» называется необходимость приведения украинского законодательства в соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС, на самом деле этот закон является для нынешней власти важным шагом на пути выполнения договоренностей по создания газотранспортного консорциума с Россией.

До 13 апреля препятствием для реализации этой цели служили принятые в 2007 году шесть законов – «О трубопроводном транспорте», «О принципах функционирования рынка природного газа», «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», «О приватизации государственного имущества», «О защите экономической конкуренции» и «Об основных принципах национальной безопасности Украины».

Эти законы либо напрямую запрещали приватизацию и реорганизацию «Нафтогаза», либо жестко регламентировали возможность монополизации и присутствия иностранного капитала в стратегических отраслях украинской экономики.

Долгое время власти из-за противодействия оппозиции и негативного общественного мнения по этому вопросу не удавалось изменить ситуацию. Накануне выборов в Верховную Раду она не хотела открыто идти на откровенно компрадорские уступки Москве. Поэтому власть пошла более хитрым обходным путём, и использовала для достижения своих целей законопроект оппозиционного депутата от фракции Блока «Наша Украина-Народная Самооборона» Юрия Кармазина (который сам, кстати, не голосовал за него).

Приняв его, Верховная Рада вроде бы разрешила Кабинету Министров реорганизовывать Национальную акционерную компанию «Нафтогаз Украины», однако запретила при этом приватизацию НАКа и компаний, которые будут созданы в результате его трансформации. Парламент также ввел запрет на возбуждение дел о банкротстве государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, по хранению в подземных газохранилищах, а также непосредственно в отношении НАКа, дочерних и основанных им предприятий.

Но хитрость принятого закона №9429-1 заключается в том, что он наделяет Кабинет министров двумя дополнительными полномочиями: 1) принимать решение о реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний; 2) давать разрешение на отчуждение их активов. Причём, как показывает юридический анализ нового закона, в нем прямо не зафиксирован его главный смысл – порядок и цель реализации правительством указанных полномочий. Таким образом, получается, что прямые ограничения для Кабмина при реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний, и отчуждению их основных фондов, на законодательном уровне не предусмотрены.

БЮТовец Сергей Соболев уже указал, что в законе отменена статья, которая прямым образом запрещала приватизацию ГТС. В то время как формулировка другой – 7-и статьи закона позволяет найти «лазейку» тем, кто захочет в будущем приватизировать ГТС. Она допускает передачу целого ряда активов «Нафтогаза» акционерным обществам при участии частного капитала и, согласно поправке, исключает участие в этом бюджетных учреждений.

Всё это позволяет утверждать, что принятие нового закона «О трубопроводном транспорте» фактически стало первым шагом к приватизации компании, своего рода предпродажной подготовкой украинской ГТС.

Киев, Владимир Ларцев

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Ямал, Урал, Авторская колонка, Конфликт на Украине, Россия, Экономика,