AMP18+

Авторская колонка

/

Пиво без Сейма – деньги на ветер! Литовские власти добиваются отмены результатов выборов в парламент

image

Парламентские выборы в Литве резко поменяли сложившийся в последнее десятилетие политический ландшафт. Если бы это было только внутреннее дело прибалтийской республики, то соседи отнеслись бы к переменам в Вильнюсе спокойно и даже безразлично. Однако спокойствия на пространстве о Варшавы до Таллинна ожидать не приходится. Впервые за 23 года после формального восстановления независимости разгорающийся политический кризис может смести не только прежних политических лидеров, но самих «народных избранников», лишить республику привычных уже институтов власти и на годы погрузить страну в стихию политической анархии и клановых разборок, – пишет прибалтийский обозреватель «Нового Региона» Илья Никифоров.

Президент Литвы, изящная блондинка Даля Грибаускайте добилась в Конституционном суде вердикта, которым прошедшие выборы были признаны частично недействительными. Выборы четырех депутатов (троих «трудовиков» и одного социал-демократа) были признаны незаконными. Новый состав парламента еще не собирался, депутаты присягу не принимали, а старый состав литовского Сейма может принять по результатам слушаний в Конституционном суде самое непредсказуемое решение – вплоть до отмены результатов выборов и назначения новых когда-нибудь в будущем. Литовская первая леди тянула до последнего, стараясь не допустить формирования будущего социал-демократического правительства. По неписанной традиции, на которую до Грибаускайте не осмелился поднять руку никто из ее предшественников, правительство формирует партия, завоевавшая больше всего мест в парламенте. Президент, будучи ставленником консерваторов, тянула до последнего и подписала декрет о созыве нового Сейма только сейчас. Депутаты соберутся на первое пленарное заседание в пятничный полдень, а у президента останется еще две недели на формальное внесение кандидатуры нового премьер-министра. За это время Даля Грибаускайте и проигравший премьер Андрюс Кубилюс постараются сделать все, вплоть до крайних мер, лишь бы не допустить к власти своих оппонентов. Первая леди может, как полагают литовские политологи, предложить парламенту заведомо не проходную кандидатуру главы правительства и, в конечном итоге, распустить неудобный парламент. Как раз под Рождество.

Литва отличается от своих балтийских соседей более гибкой, а значит менее предсказуемой избирательной системой. И президента-то в Литве избирают всем народом, хотя особой власти и конституционных полномочий у литовского президента нет. Литва – демократия парламентская. Но парламент в Литве избирается не так как в Латвии или Эстонии, где безоговорочно довлеет партийный принцип формирования законодательной власти. Половина депутатов в 141-местном Сейме проходит исключительно по партийным спискам – избиратели голосуют за милые их сердцу и кошельку политические партии, а половина (70 мест) сражается за «тяжелый парламентский хлеб» в одномандатных округах, призывая голосовать за себя добрым словом, или скромным деревенским угощением. Последнее, хоть и практикуется, но считается подкупом избирателей.

Ныне действующий литовский Сейм крепко держали в руках местные националисты и консерваторы из фракции Союз Отечества – христианские демократы. Если премьер-министром республики был твердый консерватор Андрюс Кубилюс, то неформальным лидером объединения оставался хорошо известный с «перестроечных» времен Витаутас Ландсбергис. Все это обеспечивало Литве жесткую «рейганомику», закручивание гаек в отношении «нацменов» – особенно поляков – безоговорочную поддержку американской войны в Афганистане, одобрение Брюссельской борьбы с «монополизмом» «Газпрома», непрерывную помощь белорусской оппозиции, и, наконец, противостояние России в Закавказье.

Противники литовских консерваторов обвиняют их, что меры, принимаемые против усугубления экономического кризиса, осуществляются исключительно за счет беднейших слоев населения. А таковых в республике большинство, и «уменьшается» это большинство прежде всего за счет массовой многотысячной эмиграции в Германию, Англию, США. Внешний долг республики за последние четыре года вырос до 13 миллиардов евро. Также правые партии выступили инициатором нового проекта АЭС в партнёрстве с японским концерном Hitachi. Проект этот, безусловно, выгоден японской стороне, но, по мнению, его критиков, чересчур дорог для Литвы.

Октябрьские выборы поставили литовскую политическую элиту перед непростым выбором: нужно отказываться то ли от того, то ли от другого, то ли вообще от неудобного результата выборов. Ведь по итогам голосования, как по партийным спискам, так и в одномандатных округах лидером избирательной гонки стали социал-демократы завоевавшие (но пока не получившие 38 мандатов). Это – те самые социал-демократы, которые объединились много лет назад с Демпартией труда, выросшей из компартии Литвы. Объединение левых сил возглавлял последний первый секретарь КПЛ Альгирдас Бразаускас. Бразаускас то ли несмотря, то ли благодаря коммунистическому прошлому пользовался у простых литовцев исключительным авторитетом и успешно избирался президентом республики, а потом, исчерпав лимит президентских сроков, еще и возглавлял правительство. Хоть социал-демократы и занимали в новейшей истории Литвы ключевые государственные посты, но им постоянно приходилось что-то доказывать и отбиваться от националистов и консерваторов, попадая то в один, то в другой скандал. И вот замаячила надежда взять реванш. Тем более что прежних вождей (консерваторов) народ не поддержал, и досталось им всего 33 парламентских места.

Успехов добился и «enfant terrible» литовской политики – Партия Труда Виктора Успаских. Предприимчивый русский архангельский мужик прижился в Литве, выучил литовский язык, даже полюбил под гармонь петь литовские народные песни. Хороший, но неразборчивый в средствах, организатор, бизнесмен и популист Успаских дважды побеждал на выборах. Но всякий раз на него госбезопасность находила компромат, он попадал под суд, даже скрывался от ареста где-то на просторах России, но возвращался и начинал снова. Сторонников у него много и судебные преследования его не пугают. На сей раз его партия набрала 29 мандатов. А в соревновании партийных списков так и вообще оказалась лидером.

Против членов партии Успаских возбуждено несколько уголовных дел по подозрению в массовом подкупе избирателей за деньги, пиво и мороженое. Именно этим воспользовалась президент Грибаускайте, чтобы в Конституционном суде торпедировать прошедшие выборы. Первая леди Литвы заявила, что ни при каких обстоятельствах не доверит формирование правительства политической коалиции, в которой будет числиться Партия Труда: «В правительстве не могут быть люди находящиеся под судом и следствием». Вроде бы все правильно, но праведный гнев президента вступает в противоречие с законом и заставляет победивших социал-демократов без боя отдать победу проигравшим националистам консерваторам.

Социал-демократы проявили твердость, а трудовики гибкость. Коалиционное соглашение они заключили, но договорились в правительство не включать персонально тех политиков-трудовиков, против которых у госбезопасности и полиции есть какие-то подозрения. Даже лидер Партии Трудах Виктор Успаских отказался от министерских амбиций. Но это первую леди не устраивает.

Выборы при литовском-то разнообразии политических партий не дают возможности ни социал-демократам, ни националистам-консерваторам состряпать более- менее устойчивую коалицию без трудовиков. Постоянные партнеры националистов Движение либералов собрало лишь 11 депутатских мандатов. Партия бывшего президента Роландаса Паксаса «Порядок и справедливость» тоже собрала 11 мандатов, но сам Паксас сейчас заседает в Европарламенте и вряд ли забудет то, как его с позором подвергли импичменту за якобы связь с русскими бизнесменами.

Темной лошадкой литовской политики является новенькая партия «Путь смелости», созданная под выборы бывшей судьей Нерингой Венцкене. Это популистская партия возникла на волне жуткого педофильского скандала. Каунасский предприниматель Драсюс Кедис (кстати, «драсюс» по-литовски и есть «смелый») несколько лет назад убил двух судей, которых подозревал в покровительстве педофилам, покушавшимся на его, Драсюса, дочь. Вскоре, сам он тоже был убит при невыясненных до конца обстоятельствах. Попечительства над его детьми добилась сестра Драсюса Неринга Венцкене. В результате народного возмущения якобы разгулом педофилии, она создала партию и успешно прошла в парламент. Но какую позицию будут занимать антипедофилы в вопросах, например, атомной энергетики или квот на вылов балтийской салаки, не может предсказать никто.

Еще одна головная боль первой леди Литвы это – успех региональной «Предвыборной акции поляков Литвы», опирающейся преимущественно на жителей виленского края. Поляки, конечно, не собираются отторгать виленский край в пользу Польши, но очень недовольны затеянным литовскими националистами «разгромом» польских школ. Многотысячные демонстрации на главных улицах Вильнюса под бело-красными флагами были характерной приметой этой осени. Даля Грибаускайте вести диалог с местными поляками и соседней Польшей явно не намерена. За последний год она отменила несколько визитов в Польшу и демонстративно избегает встреч со своим польским коллегой, чтобы не обсуждать острый для Варшавы вопрос польских соотечественников в Литве.

Литовский президент и нынешнее консервативное правительство готово на все лишь бы не идти на попятную в польском вопросе, выполнить свои обязательства перед японским энергетическим концерном и системой банков, обещавших кредитовать строительство АЭС в Висагинасе, удержать свое место в балтийском «тройственном союзе» и не допустить отступления на прибалтийской фронте под энергетическим давлением России. А то, что ради этого можно пожертвовать прошедшими парламентскими выборами – уже никого не пугает. Ничего, литовские мужики новых выберут.

Вильнюс, Илья Никифоров

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Северо-Запад, Авторская колонка, В мире, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Прибалтика,