AMP18+

Авторская колонка

/

России придётся определяться в отношении Приднестровья Авторская колонка Андрея Сафонова

Уходящий 2012 год в молдо-приднестровских отношениях ознаменовался многократным усилением нажима на Тирасполь по всем направлениям. Правящий в Кишинёве «Альянс за европейскую интеграцию», взявший курс «на Брюссель через Бухарест», пытается обрушить приднестровскую экономику и финансы, после чего ликвидировать ПМР как государственное образование. В этой обстановке многое зависит и будет зависеть от союзной Приднестровью России.

Между тем, из Москвы доносится прежний подход: «территориальная целостность Молдовы при предоставлении особого статуса Приднестровью».

Тут-то и встаёт главный вопрос: как долго российской политике и дипломатии удастся исповедовать эту формулу при том, что официальный Кишинёв всё больше выходит из пространства бывшего СССР и всё больше оказывается в сфере влияния Запада и Румынии?

Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» размышляет тираспольский политолог Андрей Сафонов.

Линия – прежняя

Недавно в Москве собрались доверенные лица президента Российской Федерации Владимира Путина, перед которыми выступил министр иностранных дел страны Сергей Лавров. О делах на Днестре он сказал так: «Сейчас наши многие западные коллеги, которые к этому вопросу проявляют интерес, активно стремятся убедить Кишинев, что евро-атлантическая перспектива – это будущее этой страны, включая членство в НАТО. Мы объясняем, что – не потому, что мы хотим что-то запретить, а потому что такова реальность – Приднестровье в НАТО не пойдет».

И добавил: «И если будут желающие поломать эту формулу – сохранение конституционного нейтралитета и в этом случае решение приднестровской проблемы в рамках суверенитета Молдовы, – то слом этой формулы будет означать кардинальные изменения всех координат в этом вопросе».

Как видим, даже здесь министр не сказал, что если, к примеру, Молдова вступит в НАТО или начнёт присоединяться к Румынии, Россия признает ПМР. Получилась этакая фраза-полунамёк. Тем не менее, кишинёвских лидеров, судя по всему, слова российского министра не заставили даже задуматься о смене курса.

Зато они чётко показали: в России действует прежняя генеральная линия – ПМР есть средство давления на Молдову с целью не то, чтобы сохранить междуречье Прута и Днестра в сфере российского влияния (об этом уже речь не идёт), а лишь как-то притормозить сближение Кишинёва с Евросоюзом, США, Румынией и НАТО.

Проблема в том, что Запад и Румыния намерены «увести» ПМР в нужном им направлении, не спрашивая согласия россиян и самих приднестровцев.

Чужая игра

Тем временем, прозападный и прорумынский курс Кишинёва развивается поступательно. Антирумынские силы в РМ слабеют, они почти полностью удалены из органов исполнительной власти; фракция Партии Коммунистов в молдовском парламенте редеет, депутаты из неё понемногу уходят. Всё более настойчиво АЕИ атакует Москву и Тирасполь, требуя вывода из Приднестровья российских войск, замены миротворцев на гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ, вывоза вертолётов ВВС РФ, а также начать обсуждать в формате «5+2» «Третий Пакет». В этом «пакете» заложены вопросы статуса Приднестровья в составе унитарной Молдовы, а также вывод войск и вывоз боеприпасов.

На этом фоне прозвучало сообщение: Россия дала добро на общую позицию ОБСЕ по молдо-приднестровским делам. Что же это за позиция?

Дело в том, что 7 декабря в столице Ирландии Дублине прошло 19-е заседание совета глав МИД стран-членов ОБСЕ. На мероприятии было принято «Заявление о переговорах по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Документ согласовали и приняли 57 министров иностранных дел, включая Россию. До этого 10 лет Москва держалась и не давала втянуть себя в подобного рода игры.

Авторы игр провели известную нам формулу: урегулирование на Днестре «должно основываться на суверенитете и территориальной целостности Республики Молдова» с определением «специального статуса для Приднестровья». Как с радостью подчёркивают в Кишинёве и Бухаресте, отдельно в принятом заявлении говорится о необходимости продвижения переговоров по всем трем так называемым переговорным «пакетам», имея, прежде всего, в виду тот самый «Пакет №3». Ранее Молдова, а также поддерживающие её в формате «5+2» США и ЕС бились изо всех сил, добиваясь начала разговора об остатках 14-й армии России, о миротворцах РФ, о боеприпасах и т.д.

Теперь молдовские лидеры и их союзники получили всё это на блюдечке с красно-жёлто-синей каёмочкой (цвета флага Румынии и навязанного Молдове в 1990 году прорумынскими силами стяга). Разумеется, после такой победы и речи никакой не идёт о смене политики правящего в РМ Альянса.

Для АЕИ и его бухарестских патронов это – большая победа.

Радость в Кишинёве

Сразу по окончании «совещания 57-ми» в Дублине вице-премьер Правительства РМ по вопросам реинтеграции и главный переговорщик от Кишинёва в формате «5+2» Евгений Карпов в полном соответствии с логикой развития событий призвал на помощь США и Евросоюз, являющихся наблюдателями в молдо-приднестровском диалоге, а также ОБСЕ, которая является посредником. О России и Украине – странах-гарантах – господин Карпов даже не упомянул…

«Декларация призывает посредников и наблюдателей в переговорном процессе активизировать скоординированные усилия и использовать имеющийся потенциал для прогресса в урегулировании приднестровского конфликта», – сказал вице-премьер. Он был конкретен: «Государства-участники выразили надежду на параллельное продвижение переговоров по всем трем темам, включенным в повестку дня формата «5+2», а именно: социально-экономические вопросы, гуманитарные вопросы и права человека; всестороннее урегулирование конфликта, в том числе вопросы политики и безопасности».

Немедленно окрылился и министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Юрий Лянкэ: он заявил о необходимости «смены существующего миротворческого контингента в зоне безопасности на многонациональную миссию гражданских наблюдателей и завершения процесса вывода российских войск и вооружений из региона в соответствии с обязательствами Москвы и решениями Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года».

В итоге согласие на «Дублинскую формулу» привело к усложнению положения, как Приднестровья, так и самой России на Днестре. В выигрыше оказались Кишинёв, Бухарест, Брюссель и Вашингтон.

Игнорировать итоги Дублина

Что же дальше? Совершенно очевидно, что никаким газовым давлением и использованием с помощью туманных дипломатических намёков приднестровского «рычага», изменить внешнюю политику официального Кишинёва не удастся. Запад, как это видно даже из череды непрерывных визитов европейских и американских политиков в Молдову, а также из игнорирования антидемократической политики молдовских властей (запрет советской символики, закрытие оппозиционных электронных СМИ, выдавливание российских газет и телеканалов и т.п), делает всё для сохранения АЕИ у власти. Попутно ЕС, США и Румыния помогают Кишинёву поставить ПМР на колени. Запрет банкам Евросоюза и Америки работать с приднестровскими коллегами – из этой «оперы».

И всё же для выживания в новых, ухудшающихся условиях, Приднестровью как барьеру на пути румынской опасности необходимо сохранить политическую, военную, экономическую и финансовую самостоятельность. В этом Тирасполю пригодились бы союз с Россией и благожелательный нейтралитет Украины. По мере нарастания дальнейших прорумынских тенденций в политике АЕИ Приднестровье могло бы надеяться на более тёплые отношения с Украиной.

Коль скоро руководство РМ, окрылённое решениями, принятыми в Ирландии, лишь усилило своё движение «на Запад через Румынию», Россия могла бы попросту игнорировать документ Дублинского саммита. Наступивший крах системы международного права позволяет это сделать без особых усилий.

Кое-что об окружающем мире

Вокруг нас происходят поистине чудовищные вещи. Запад открыто вторгается в неугодные страны: в 1999 году без объявления войны было предпринято нападение на Югославию, в 2003 году совершена нацистская по духу и методам оккупация Ирака, в 2011 году совершено вторжение в Ливию – одну из наиболее развитых и богатых стран Африки с ярко выраженной социальной политикой.

Словно соревнуясь в сумасшествии, идиотизме или сознательной подготовке к Третьей мировой войне, либеральные западные политики помогают свергать в странах Азии и Африки светские правительства и приводить к власти исламских радикалов.

Одновременно сама Европа заполнена подчас полудикими мигрантами из стран «третьего мира», угрожающими гибелью самих основ европейской цивилизации. На фоне сокращения рождаемости и старения коренного европейского населения впавшие в маразм бюрократы из ЕС поощряют гомосексуальную вакханалию и прочие извращения, изгоняют христианство и угодливо заискивают перед исламистами, словно желая увидеть смерть Европы уже в ближайшие десятилетия.

Последняя «пенка» – это признание Францией и США сирийских и помогающим им международных бандитов, именуемых повстанцами, (которые заставляют детей отрубать головы пленникам), единственными полноправными представителями народа Сирии. Это уже полный бред: всё равно, что главарей шайки рэкетиров официально признать директором и главбухом магазина, у которого они вымогают деньги. Убийц и садистов никто никуда не выбирал. Они – люди с улицы, преступная группировка, мятежники и дикари со средневековыми взглядами.

О законных президенте, правительстве и парламенте Сирии говорят как уже о свергнутых и уничтоженных силах, наплевав на то, что Сирия – полноправный член ООН. Возможно и нападение на эту страну, которая сражается за свою нормальную жизнь.

На мой взгляд, логичнее с точки зрения самой России было бы не говорить о том, что Москва «не является адвокатом президента Асада», а помочь законным, союзным Москве, властям Сирии оружием и людьми под любой формулой.

Так неужели в Москве верят, что Запад поведёт честную игру по Молдове и Приднестровью?

Памяти Ходжи Насреддина, а также эмира и ишака

Наилучший для России сейчас вариант на Днестре – это статус-кво. Оставить на обозримую перспективу всё, как есть.

Евроинтеграция ПМР не нужна и вообще неприемлема. Она будет означать совместное «переваривание» Приднестровья, юридически отсечённого от восточного геополитического пространства, Кишинёвом, Брюсселем и Бухарестом при полной поддержке Вашингтона. Через год-другой ничто не будет напоминать о когда-то существовавшей Приднестровской государственности. А любым гарантиям, которые даст Запад в отношении «особого статуса» Приднестровья, в современном, вышеописанном мире – грош цена.

Поскольку курс Кишинёва не изменится, перед Москвой рано или поздно всё равно встанет выбор: что дальше? Вечно говорить о «целостности» бессмысленно, ибо это означает своими руками впихнуть ПМР в уходящий на Бухарест и Брюссель поезд. И – потерять всё.

Признать Приднестровье, как это было сделано с Абхазией и Южной Осетией? На это Москва (даже на фоне полного игнорирования Западом международного права в Ливии и Сирии в 2011-2012 годах) не решается.

Значит, остаётся выход, дающий Москве возможность сохранить свои интересы на Днестре: сохранить всё тот же статус-кво. ПМР должна остаться страной с отложенным статусом. А дальше можно вспомнить слова Ходжи Насреддина, который обещал за много лет научить ишака говорить, надеясь на то, что за предстоящие годы или эмир умрёт или ишак сдохнет.

А Дублинская резолюция от 7 декабря 2012 года пусть пылится в архивах ОБСЕ. Может, когда-то какой-то афганский талиб, «осваивающий» Париж, или сомалийский хулиган, живущий в Норвегии на социальное пособие, войдут в эти архивы и прочитают сей опус. Если только он будет им интересен…

Тирасполь – Киев – Кишинев – Москва, Андрей Сафонов

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Кишинев, Москва, Приднестровье, Центр России, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,