Забыть слово «дай» и преодолеть презрение – как уйти от «путинской прямой» Авторская колонка корреспондента «НР» Татьяны Пашковой
Главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов приезжал в Екатеринбург в пятницу, 12 апреля. Поводом стало 15-летие екатеринбургского филиала радиостанции, днем Венедиктов встречался с местными журналистами – давал пресс-конференцию. Венедиктов много говорил о журналистике, о взаимоотношениях СМИ и власти, власти и оппозиции. И также не обошел стороной тему акций протеста зимы 2011-2012, от которой перешел к вопросу «молчаливого большинства» и «активного меньшинства» в России.
Венедиктов считает – и, наверное, совершенно справедливо, – что все перемены в России всегда делало «активное меньшинство» (можно еще сказать «креативный класс»). Большинство же жителей России, как мягко выразился Венедиктов, «очень консервативны». Они, по словам главреда «Эха», поддерживают запретительные законы последнего времени («закон Димы Яковлева», различные ограничения в интернете) и ужесточение правоприменительной практики («Болотное дело», дело панк-группы «Pussy Riot»). Другая беда русского человека в том, что он на президента надеется, как на Бога. Венедиктов приводил в пример многочисленные «прямые линии» Путина с народом, когда условный фермер из села Кукуево просит решить проблему с поголовьем свиней. А многодетная мама из города Оленьбурга просит построить детсад – ну потому что без указа президента детские сады в Оленьбурге, и вообще в России, не строятся.
«Что мы видим постоянно? Люди просят – дай. Дай то, дай это. Не «дай нам возможности», а увеличь зарплату и снизь тарифы. И что мы будем делать с этой зарплатой? Деньги пропьем, а тарифы у нас и так никто не платит», – сказал Венедиктов.
Не знаю, насколько верна такая картина мира. Давайте представим, что несомненно умный Венедиктов прав. И что, выйдя из наших любимых социальных сетей и блогов, где все политически активны и имеют гражданскую позицию и мнение по всем вопросам, мы столкнемся с «молчаливым большинством», одобряющим политику Путина и Госдумы и не желающим действовать самостоятельно. Не желающим добиваться возможностей для достойной жизни, а желающим, чтобы эту достойную жизнь им на блюдечке принесли.
Окей, картина весьма безрадостная. Но делать-то что? И надо ли вообще что-то делать, например, для того, чтобы «активное меньшинство» меньшинством быть перестало? И чтобы те, кого принято называть народом, перестали верить госпропаганде с Первого канала?
Согласитесь, очень все-таки странно уповать на «креативный класс», способный совершать перемены, при наличии 140 миллионов русских людей, которые заняты преимущественно выживанием и которым некогда читать увлекательную дискуссию в Фейсбуке* об обустройстве велодорожек (деле, конечно, тоже нужном, кто спорит).
Ну то есть, если условный Навальный при таких раскладах придет к власти и станет самым лучшим президентом на свете, изменится что? У меня ведь лампочка в подъезде не горит не потому, что Путин президент. И снег во дворе не убирают не из-за плохого мэра, а из-за того, что управляющая компания у меня хреново работает. Но кто это понимает? Один человек из десяти, дай бог. И пока мой и ваш сосед не поймет, что за холодную воду в его кране отвечает муниципальное предприятие, за горячую – теплоснабжающая компания, а за содержание дома – ТСЖ или УК, он так и будет у Путина просить, чтобы ему лампочку в подъезде вкрутили. А ТСЖ или УК, конечно, будет удобно продолжать работать так, чтобы с них люди не спрашивали ничего, надеясь на президента или губернатора. Система ведь не работает не только потому, что чиновник или начальник плохой/ленивый/тупой. А еще и потому, что каждый конкретный человек не понимает в силу разных причин, как он может повлиять на отлаживание работы какого-то звена системы.
И вот что с этим делать, я не знаю. Как научить людей думать и действовать самостоятельно, а не только надеяться на очередную «прямую линию» Путина с народом, где можно будет попросить, чтобы у тебя во дворе детскую площадку соорудили. Беда ведь еще и в том, что заниматься просвещением никто из «активного меньшинства», вроде бы, не спешит. Простого русского человека, не обремененного понимаем различных процессов и верящего телесюжетам Первого канала, у нас принято почему-то только презирать. Смеяться над ним. Считать, что с зарплатой он, кроме как пропить ее, сделать ничего не способен. Это какой-то замкнутый круг, порожденный разобщенностью страны, в которой есть два-три пригодных для жизни мегаполиса, где живет «креативный класс», которому, давайте будем честными, нет дела до умирающих промышленных городов и загибающегося села. Пока эту разобщенность никто хотя бы не начнет преодолевать, ликвидируя в себе презрение к политически неграмотным жителям села Кукуево, никакой самый прекрасный оппозиционер во главе страны и правительство из «активного меньшинства» кардинально ситуацию к лучшему не изменит.
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».