Сочи – город адских пробок и временных неудобств (ФОТО, ВИДЕО) Авторская колонка Екатерины Норсеевой
Собираясь в предолимпийский Сочи, я проштудировала все, что в последние пару месяцев писали о нем коллеги-журналисты и блогеры. Мнения были разные. От благостных впечатлений прогосударственных СМИ до едкой критики обиженных на всех мир жжистов. Я резонно предполагала, что если соединить первое и второе и поделить это на два – получится что-то близкое к истине, но все же первые часы в Сочи стали для меня шокирующими. Речь пойдет, прежде всего, о транспортной инфраструктуре предолимпийского города.
Еще на этапе планирования поездки я решила: никаких отельных трансферов, буду ориентироваться по ситуации, как обычный турист. И вот что ждет неподготовленного путешественника: уже в зале выдачи багажа пассажиров встречают милые девушки с табличками «Такси» в руках. Цены, конечно, заоблачные. Как, впрочем, и на следующем рубеже. У выхода из аэровокзала дежурят собственно таксисты, которые буквально забрасывают ошалевших после долгого перелета «несочинцев» предложениями в духе «Поехали! Недорого!». Конечно, чаще всего к этой фразе присовокупляют «красавица» или «дорогой». Словом, классика жанра. Третий рубеж – бомбилы. Эти дежурят уже через дорогу от входа в аэропорт. Фразочки и предложения у них те же, а вот цены ниже, чем у предыдущих водителей, но тоже кусачие. Впрочем, большая часть прилетевших разъезжаются по гостиницам именно с таксистами третьего рубежа. А что же с общественным транспортом? Ведь вот в екатеринбургском «Кольцово» есть свой железнодорожный экспресс, пусть и курсирующий по странному расписанию, не говоря уже про архиудобные электрички от московских аэропортов. Здесь такого нет. По крайней мере, электрички ходят лишь до собственно Сочи. В Адлер или к олимпийским объектам таким способом не добраться. Более того, выбраться из аэропорта, скажем, на автобусе или маршрутке без приключений почти нереально. Конечно, только если вы не Чак Норрис или не сочинец.
Например, я загодя скачала себе несколько карт в планшет и в мобильный, выбрала несколько маршрутов, прикинула, сколько идти до остановки... но реальность оказалась сильно отличающейся от электронных путеводителей. Начать с того, что в здании аэровокзала нет ни одной (!) стойки с информацией о видах общественного транспорта. Я в этом убедилась лично, обегав все доступные уголки аэропорта – и притом с тяжеленным чемоданом наперевес. Пока не вспомнила, что на любом транспортном объекте должны быть полицейские, и если уж уральских служителей правопорядка обещали научить общению с туристами к ЧМ-2018, то сочинские-то наверняка должны быть на это «заточены».
Полицейский тут же нашелся – на досмотровом пункте багажа и ручной клади при входе в аэровокзал. Правда, к нему соваться сразу я не решилась, подошла к сотруднице в форме аэропорта и спросила, как добраться до остановки маршрута номер 135. Попросила показать мне на карте, залитой в айпад. На что женщина отчаянно замахала руками и услала меня к полицейскому со словами: «Я в этом ничего не понимаю», – это она мне. И тут же сержантику, – Вас же этому учили! Давай, помоги!». В итоге помогал мне целый хор сотрудников досмотрового пункта, яростно жестикулируя и оперируя местечковыми понятиями, видимо, географической направленности. При этом коллективного бессознательного никак не просматривалось: сотрудники спорили между собой, по какому маршруту меня лучше отправить. Впрочем, происходило это всё довольно дружелюбно. Поняв, что больше я от этого хора ничего не добьюсь, я решила попробовать все предложенные варианты. Их было, собственно, два: выйти из аэропорта и пойти налево, выйти из аэропорта и пойти направо.
Задачка, кстати, оказалась еще та. Люди, которые проектировали расположение «зебр» в районе аэропорта, наверно, лепили их на карту в «рандомном» порядке. Впрочем, после 15 минут блужданий я все-таки нашла остановку – оранжевый «грибок», как будто только что упертый с детской площадки. Собственно, определить, что это автобусная остановка, можно было только на интуитивном уровне. Проблема была только в том, что останавливался на этой точке транспорт, идущий в противоположную от нужной мне сторону.
В обозримой местности остановок с обратным направлением не было. Тогда я подошла к одной из женщин, ждущих транспорт. Та, недолго думая, сказала, что остановки в этом районе и правда никак обычно не помечаются – знаками ли, остановочными комплексами ли (и это в районе т.н. воздушных ворот города!), и что нужная мне маршрутка, возможно, остановится прямо на противоположной стороне дороги, у обочины (см. фото). А может и не остановится – как повезет. Вы бы опознали в этом автобусную остановку? Я бы ни за что. Оказалось, кстати, что это еще и четвертый «таксистский приаэропортовый рубеж». Водитель стоявшей на обочине колымаги лениво попытался уговорить меня «уехать дешево, куда надо?». Но я решила посмотреть, останавливаются ли все же здесь маршрутки и реально ли на них уехать вообще.
И опять-таки оказалось, что малореально. Три проехавших маршрутки, правда, не с нужными мне номерами даже не думали останавливаться на этом клочке у обочины. Полноразмерные автобусы – тем более. Зато за 15 минут моего пребывания на остановке рядом тормознули несколько машин с армянами-«самаритянами». Предлагали подвезти. Я, правда, не знаю ни одного человека, кто бы на это согласился. На мое счастье на остановку пришли две местные жительницы, которым тоже нужна была маршрутка. Они-то и выручили меня: махнули рукой в нужный момент, и маршрутка остановилась, правда, не та, которая была нужна мне, но я рассудила, что лучше выбраться до цивилизации и действовать по обстоятельствам. Кстати, оказалось не такое уже глупое решение – от «нового моста» до отеля, судя по навигатору, было всего пять километров. Да, нужно сказать, что проезд здесь стоит от 16 рублей внутри города, например, только по Сочи или только по Адлеру. Между этими городами проехать стоит дороже – 46 рублей. Кстати, как выяснилось позже, ходить пешком в пределах города – лучший выбор. В противном случае можно потерять драгоценное время в пробках, которых страшатся даже московские водители. «Сегодня погода хорошая, к тому же вербное воскресенье, вот, например, у армянской церкви опять авария была, так что пробки сегодня ого-го», – рассказывает водитель автобуса. На самом деле он говорит не «ого-го», но мы уважаем закон о запрете мата в СМИ.
Водители, которые развозят журналистов от отелей до сочинских олимпийских объектов, кстати, все из Москвы. Они работали тут несколько месяцев во время проведения тестовых соревнований. Насмотрелись многого. «Сегодня как будто за целый месяц отработал, – продолжает водитель автобуса. – Тут же как водят? Сами накосорезят, а потом руками машут, мол, дай проеду. Абхазы вообще не смущаются, по встречке ездят. Даже когда это не нужно. И знаков, запрещающих стоянку нет вообще, эвакуаторы не ездят, парковки на весь Большой Сочи – по пальцам пересчитать. Пробки дикие, хуже московских. Тут еще и улицы-то узенькие».
Кстати, сами сочинцы говорят, что сейчас стало «полегче». Когда здесь строили развязки и объездную дорогу, город, что называется, стоял. «Из двора своего выехать было невозможно», – говорят местные жители, добавляя тут же, что из некоторых дворов до сих пор не выбраться на машине. И тут же поспешно присовокупляют: «Но все-таки хорошо, что Олимпиада. Зато нам дороги сделали, развязки. Иначе мы бы ничего этого не увидели». Пешеходам, к слову, тоже здесь приходится несладко. Тротуары и подземные пешеходные переходы перерывают и перекапывают. Везде и всюду встречаются таблички и знаки «Проход запрещен». А из динамиков уличной рекламы доносится на «репите» бодрое «Приносим свои извинения за временные неудобства».
С «такси-информированием» проблем нет. Все гораздо хуже с информацией об автобусах и маршрутках
Это остановка. Определить это гостю города весьма затруднительно
Парковка у одного из олимпийских объектов
Для пешеходов тоже все непросто
Екатеринбург-Сочи, Екатерина Норсеева
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».