AMP18+

Авторская колонка

/

Крымнаш. Год спустя Эйфория и правда жизни

image

Жизнь в Крыму после его возвращения в состав России за этот год заметно изменилась. Эйфория и весьма неоднозначная правда жизни оставляют сложное впечатление от происходящего на полуострове, который на деле превратился в настоящий остров. Об этом пишет в авторской колонке обозреватель NDNews Алиса Васюта.

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, перевернувший уж если не весь мир, то большую его часть с ног на голову. Именно в этот день большая часть жителей полуострова отдала свои голоса за воссоединение с Россией. Украинские власти ожидаемо пообещали вернуть Крым в «родные пенаты» и «стереть с лица земли» сепаратистов, в том числе, на юго-востоке Украины, где крымский сценарий реализовать не удалось, а Запад обрушил свой гнев в виде санкций на Россию и полуостров.

Семейный вопрос

Решение о присоединении к России рассорило не только украинцев с крымчанами, но и жителей полуострова, малая толика которого вдруг вспомнила слова патриотизм, нация и т.д. Рушилась дружба, стали распадаться семьи, уже бывшие мужья и жены с обвинениями в предательстве собирали чемоданы и бежали на Украину. Некоторые даже бросали квартиры, купленные в ипотеку, чтобы жить теперь в Киеве. Продолжать тему можно до бесконечности – у меня есть масса подобных примеров.

Что касается родственников, которые остались у крымчан на Украине, то почти всех их охватила ненависть – такая, что даже родные по крови люди стали ярыми врагами. Спустя год, далеко не многие поменяли свое отношение к случившемуся: так и продолжается «война» между уже бывшими друзьями, бывшими женами и мужьями, а также родственниками.

Остров Крым

Ставший российским, полуостров Крым оказался островом. «Международный аэропорт «Симферополя» фактически перестал быть международным. Иностранные рейсы сюда практически не летают. Закрылись магазины Duty Free. Поездом на полуостров тоже не доехать. Из России – только по воздуху или через керченский паром. Украина не только закрыла транспортное сообщение с республикой через свою территорию, выкопала ров на границе и заминировала мост, но перекрыла воду, шедшую по Северо-Крымскому каналу на сельскохозяйственные нужды, и решила экономить на электроэнергии за счет Крыма.

Проблема с водой коснулась и обычных людей. Например, в ряде городов, даже в том же Симферополе из водопроводных кранов очень часто идет воздух. Из-за этого горят газовые колонки и стиральные машины.

После декабрьских блек-аутов, оставивших неприятный осадок накануне новогодних праздников, перебои с электроснабжением до сих пор полностью не исключены. Хотя Москва дала свет Киеву с условием не отключать Крым, благодарности ни от украинцев, ни от Киева никто не услышал. Вместо этого власти уже бывшей крымской родины завели уголовное дело о поставках электроэнергии из РФ. При этом временные перебои с электроснабжением все же возникают.

Санкции

Перекрыть российскому Крыму воздух решил и Запад. От бизнеса в Крыму отказалась система PayPal, а также крупнейшие американские IT-компании Hewlett-Packard (НР) и Dell. Крымские веб-разработчики и программисты остались без доступа к сервису статистики Google Analytics. Компания Apple известила разработчиков приложений для сервиса AppStore (магазин программ для iPhone и iPad), указавших в качестве места регистрации Крым, о прекращении договора о сотрудничестве. Прекратила обслуживать жителей Крыма компания Payoneer.

Свою деятельность в Крыму остановил также международный сервис платежей Scrill, сервис дистрибуции игр Steam и торговая интернет-площадка eBay. Крупнейший в мире американский интернет-магазин Amazon закрыл аккаунты крымчан. Некоммерческая образовательная онлайн-платформа edX также закрыла доступ для жителей Крыма. Санкции вынудили американскую IT-компанию Oysterlabs уйти из Крыма в Краснодар.

Без связи

Сначала в Крыму пропала связь «МТС-Украина», затем полуостров остался без «Киевстара», последним из республики пропал украинский оператор «Лайф». Некоторое время оставался еще малоизвестный «ТриМоб», который любезно предоставил украинскому МТС возможность оказывать связь в Крыму хоть и в техническом роуминге. Теперь нет и этого.

Единственный мобильный оператор, который работает в Крыму – это «МТС-Россия». Но пользоваться его услугами напрямую возможности нет. Номера привязаны к краснодарскому «К-Телекому». То есть связь есть, но организована она с весьма специфическими особенностями, которые не позволяют получать полный пакет услуг.

Банковская блокада

Серьезные российские банки, в том числе государственные, по-прежнему обходят Крым стороной. Сбербанк, ВТБ, «Альфа-банк», которые были представлены в украинском Крыму, в российском отказались остаться. Из крупнейших работает лишь банк «Россия», который попала под санкции еще в марте прошлого года. Сейчас у банка порядка 30 офисов на полуострове. Самая крупная сеть у Российского национального коммерческого банка – 240 отделений. При этом банковский рынок на полуострове отскочил на десяток лет назад по сузившемуся спектру услуг, который предполагает невозможность совершения валютных переводов даже по территории РФ, к которым привыкли местные жители.

Жизнь на рубли резко подорожала

Хотя раньше крымчане, расплачиваясь украинской валютой, называли ее рублем, однако привыкнуть к более дешевым билетам Банка России оказалось сложно. Например, если раньше на 200 гривен можно было прожить целую неделю, то сейчас 200 рублей – это ничто.

В украинском Крыму жители полуострова привыкли совершать крупные покупки за доллары. Так, практически все объявления о продаже недвижимости или автомобилей давались в американской валюте. Сколько все это стоило в местной валюте, никто даже не задумывался. В итоге прошлогодний рост курса доллара вызвал панику в Крыму. Даже торгующая на рынке бабушка стала задирать цены на выращенную в огороде петрушку с укропом, оправдываясь валютными качелями.

Один из плюсов – цена на бензин практически не растет, а если и растет, то явно не теми темпами, как было раньше, а на копейки. Впрочем, это довольно слабо компенсирует общее подорожание жизни. Если верить даже официальной статистике, индекс потребительских цен за декабрь 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 42,5%. В реальности – если сравнивать гривневые цены и рублевые, то подорожание в некоторых случаях произошло больше, чем в 10 раз.

Зарплаты и пенсии

Крымские пенсионеры счастливы. Теперь на сумму, получаемую от государства ежемесячно, можно жить, может и скромно, но не существовать как раньше. Сейчас средний совокупный доход семьи из двух пенсионеров составляет 20-30 тысяч рублей в месяц.

Ситуация с зарплатами не так однозначна. Если органы власти стали платить больше, то бизнес не успел перейти на новые рельсы. Часть компаний просто переиндексировали зарплату по выгодному курсу 1 к трем. То есть среднестатистический офис-менеджер, получавший ранее 2 тысячи гривен, теперь получает 6 тысяч рублей! Подпрыгнули заплаты в фирмах-дистрибьюторах. Так, обычный водитель, развозящий товар, теперь может получать 25 тысяч рублей в месяц. Экспедитор – 30 тысяч. Торговые представители – еще больше – до 40 тысяч рублей.

Согласно официальной статистике, средняя номинальная заработная плата штатного работника в декабре 2014 года составила 21619 рублей, что в 4,4 раза выше уровня минимальной заработной платы (4944 рубля) и в 1,7 раза превышает размер заработной платы за декабрь 2013 года. Реальная заработная плата увеличилась на 19,2%. Но это по статистике.

Медицина

Оформив полис обязательного медицинского страхования, не каждый крымчанин знал, какие времена наступят. Раньше каждый приезд «скорой», каждое посещение врача по умолчанию предусматривало «благодарность» в виде «добровольно-принудительного взноса». Теперь же это все кануло в Лету. Правда, крымчане, уходя от медиков, не могут избавиться от уже ненужной привычки.

Земельный вопрос

Если раньше каждый крымчанин имел право получить от государства землю и приватизировать ее бесплатно, то теперь приватизация идет через выкуп участков. Хотя в этом году Крым будет оформлять землю по украинскому законодательству, обещают власти. Единственный и очень большой шаг вперед в этом вопросе – это то, что местные власти вплотную занялись самозахватами. Ранее так называемыми «туалетами» – постройками три метра на три из ракушечника – были утыканы огромные поля. Теперь эти постройки сносят, освобождая тем самым огромные участки земель.

Переходный период

Скачек с законодательных рельсов одной страны на рельсы другой – процесс довольно трудный. Очень тяжело бывает перестроиться и получить все нужные бумажки даже мигранту, покинувшему свою страну ради лучшей жизни. А что говорить о целых семьях, целых городах и селах, целом полуострове. Поэтому по сей день получить внятную консультацию у чиновников практически не возможно. Они или футболят, или откровенно разводят руками.

Так же тяжело дела обстоят с юридическими тонкостями новой российской жизни на полуострове. Например, весь прошлый год в Крыму судействовали люди, «раннее осуществлявшие правосудие». То есть – не имевшие на это законного права.

С получением паспортов тут почти разобрались. Хотя ради документов приходилось стоять огромные очереди, растянутые на месяцы, и даже ночевать под дверьми ФМС. Затем пошла перерегистрация транспортных средств, новые номерные знаки. Теперь, кстати, крымские машины при выезде на Украину мгновенно становятся криминальными и, по слухам, даже конфискуются. Также есть огромный вопрос к властям, почему нельзя одним постановлением лишить головной боли всех автомобилистов, которым теперь приходится менять водительские удостоверения. Неужели украинские права перестали котироваться на территории РФ?

Дорожные проблемы

Весь прошлый год дороги были свободными от сотрудников госавтоинспекции и так сказать открытыми для нарушений ПДД. И представьте, сколько их было, если кроме местных автомобилистов по ним на элитных машинах разъезжали «хозяева» полуострова с материковой части РФ, а также приезжие из Донбасса.

Более того, у местных жителей также появилась возможность обзавестись «бесплатными» иномарками, ранее «прописанными» в крупных городах РФ. Теперь каждый среднестатистический обладатель водительского удостоверения может за очень небольшие деньги пригнать в Крым «молодую» машину, почти сгнившую из-за химикалий, которыми обрабатывают дороги на «большой» земле. Такое количество «лишних» машин на транспортных артериях крымских городов, особенно Симферополя, дороги которого уже не выдерживают и местных, создало пробки московского формата.

Более того, транспорт, погода и время взяли свое, сделав асфальт в буквальном смысле дырявым. Глубина ям в том же Симферополе в некоторых местах превышает 50 см. Севастополь совсем недавно избавился от этой проблемы. Покрытие срезали и уложили новое. И это не мудрено, ведь город имеет федеральное значение. А Симферополь – это просто столица Крыма, всего-то. Кстати, крымские власти пообещали привести Симферополь в порядок после того как для этого появятся нормальные погодные условия – класть асфальт в лужи, объяснили они, это неправильно.

Интересно, что в Севастополе выровнять дороги погода не помешала. В Симферополе же неподходящей оказалась даже сухая погода с 10 градусами тепла, которые были в среднем всю минувшую зиму.

Также для Крыма оказалось очень «необходимым» нововведение переобувать машину в зимнюю резину в холодное время года. А вдруг снег, гололед, которые бывают тут максимум пару раз за зиму. Очень интересно наблюдать со стороны за сотрудником ГИБДД, который спрашивает с местного автомобилиста зимнюю резину, когда столбики термометров показывают плюс 15.

Что касается «отдыхавших» в прошлом году сотрудников ГИБДД, то с этого года они занялись своей непосредственной работой, но стали какими-то злыми и непонятливыми. Договориться с ними теперь нереально. Я имею ввиду вполне обоснованные просьбы «понять и простить», когда, например, невозможен объезд препятствия без наезда на двойную сплошную. Сейчас за это могут смело лишить прав на три месяца и содрать 5 тысяч штрафа. Даже если страж дорожного порядка и видел правоту водителя, то идти на уступки он не будет, а сразу составит протокол. Видимо, теперь у каждого гаишника есть план по количеству оформленных нарушений ПДД.

Мост в Россию

Раньше почти все доставлялось в Крым с территории Украины. Стоимость грузоперевозок была копеечной. Например, привезти в Симферополь из Киева холодильник стоило около 200 гривен. Сейчас же доставка, например, в Симферополь из Краснодара, потянет примерно на 8 тысяч рублей. После разрыва связи с Украиной Крым потерял 32,1% грузоперевозок – свидетельствует статистика за 2014 год.

Теперь почти все идет на полуостров через Керченскую паромную переправу, а там цены просто заоблачные. Например, стоимость перевозки груженой фуры из одного конца в другой будет варьироваться от 25 до 35 тысяч рублей. Власти обещают, что будет лучше. Мол, мост, разговоры о возведении которого длятся уже 70 лет, построят к 2018 году, уже и подрядчика даже выбрали -компанию «Стройгазмонтаж», принадлежащую Аркадию Ротенбергу (общая стоимость проекта составит 228,3 млрд рублей, в случае срыва сроков строительства штраф за каждый день опоздания составит 2 млн рублей)... Но тут же совсем не обнадеживающе заявляют, что строительство долгожданного связующего звена между Крымом и материковой частью РФ придется согласовывать с Украиной, поскольку пройдет оно через международные воды.

Многообещающие планы

Кстати, строительство моста далеко не единственное обещание. Так, начинающим бизнесменам анонсировали гранты для открытия своего дела. На эти цели в 2015 году в бюджетах разных уровней предусмотрено 26 млн рублей. Также сообщалось о строительстве четырех индустриальных парков с инвестициями в развитие площадок на сумму в 5 млн рублей. Еще в прошлом году власти заявляли о том, что будут реализованы проекты по реконструкции птицефабрики в Раздольненском районе и строительству крупного птицеводческого комплекса «Птицеград» в Сакском районе на общую сумму более 84 млн долларов. Таких красивых разговоров было много, но пока все эти планы остаются лишь планами…

Хотя, за минувший год Россия вложила в Крым 125 млрд рублей из резервных источников. Но большая часть денег пошла на финансирование текущих расходов – заплаты бюджетников, социальные выплаты, покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда региона, содержание учреждений.

Надо отметить, что в Крыму создали свободную экономическую зону (СЭЗ), которая предполагает особые налоговые преференции. По задумке властей, СЭЗ должна помочь местным бизнесменам активизироваться, а также привлечь новых инвесторов в регион. Интересно, что входной порог в СЭЗ составляет 3 млн рублей. Для местного бизнеса – это величина неподъемная. Инвесторам извне мешают санкции, их также пугает «чудная» национализация. Понятно, что в условиях, когда целый регион сменил юрисдикцию, действия властей и можно объяснить попытками сделать лучше, но ведь соблюдение Конституции РФ никто не отменял.

Интересно, что в законах РФ говорится о принудительном выкупе, который совершается только после принятия в каждом конкретном случае соответствующего документа на уровне Москвы. В Крыму же этот процесс проходил через некое постановление, и имущество считалось национализированным после того как попадало в специальное приложение к документу. То есть любой бизнес в Крыму может стать «государственным», а это огромный минус в процессе привлечения инвестиций в «серый» регион, не признанный крупными странами российским, еще и в условиях санкций.

Курортный бизнес

Судя по официальной статистике, к концу минувшего года количество отдохнувших туристов составило 4 млн из привычных 6 млн человек. Причем порядка 85% от общего туристического потока составили граждане РФ. В основном отдыхающие прибывали в Крым из Краснодара, Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и российской столицы.

Туристы, посетившие Крым с начала года, принесли доход в размере 107 млрд рублей, в частности на проживание и питание туристы потратили 64, 3 млрд рублей, на сувениры и промышленные товары – 10, 7 млрд рублей, на транспорт и развлечения – 32, 1 млрд рублей. Поступления в бюджет от субъектов туристкой отрасли составили более 1, 5 млрд рублей.

В 2013 году тогдашний министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев заявил, что за 11 месяцев того года 825 легально работающих отелей и санаториев уплатили в бюджет республики 542 млн гривен. Если перевести эти деньги по курсу 1 к трем, то получаются те же 1,5 млрд рублей, что и в 2014 году. Хотя прошлый курортный сезон в Крыму и окрестили неудачным.

Вместе с тем, полупустые пляжи и гостиницы повергли в шок привыкших зарабатывать на туристах жителей прибрежных районов и заставили снижать цены на размещение, чтобы заманить хоть кого-то. Конечно, на бизнесе это не отразилось хорошо, но и бюджету особого удара не нанесло, поскольку существовала большая проблема с выводом этих объектов из тени.

Зато среднестатистическим крымчанам, которые раньше не могли себе позволить снять жилье у моря и довольствовались лишь однодневными «турами» к морю на машинах, автобусах, троллейбусах, удалось отдохнуть летом чуть ли в любом приглянувшемся уголке Крыма.

P.S.

Как бы там ни было, насколько бы сложным не был переходный период, который может растянуться на долгий период, но возвращаться в «нэньку», которая, «любя», стирает с лица земли часть собственного народа и территории, крымчане, рискну сказать за подавляющее большинство, все же не станут, даже если и будет объявлен соответствующий референдум…

Симферополь, Алиса Васюта

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Италия, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Туризм, Экономика,