Шах Киеву Отменив выборы, республики Донбасса проявили не слабость, но мудрость
Буквально несколько дней назад пришлось отвечать пессимистам по поводу российской операции в Сирии. Собственно говоря, все их доводы яйца выведенного не стоят, кроме одного, который особенно болезненно воспринимается патриотическим сознанием: операция в Сирии – ширма для «слива» Донбасса и полного ухода России из Украины.
Об этом пишет в авторской колонке специально для РИА «Новый День» российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
И вот «всесливщики» получили мощнейший козырь – отмену местных выборов в ДНР и ЛНР. Видимо, и здесь необходимо остудить пыл паникеров и объяснить тем, кто не понимает, что на самом деле происходит: ничего страшного пока не произошло.
Давайте начнем с того, что «всесливы» у нас происходят еще с тех достопамятных времен, когда Стрелков, сидя в Славянске, сокрушался, что Москва ему не помогает. Самый большой и самый главный «всеслив» (после ухода Стрелкова, разумеется) произошел чуть больше года назад в столице Белоруссии. Уже первые минские соглашения были не просто грандиозной уступкой России. Они фактически поставили крест на освобождении ВСЕЙ Украины от власти хунты, а также на идее «Новороссии», активно продвигавшейся почти полгода.
Однако означает ли это поражение? Лично мне идея Новороссии (или идея освобождения всей Украины) видится чем-то вроде идеи «мировой революции», которой грезили революционеры начала прошлого века. И вплоть до начала 20-х годов в нее верили, как в реальность уже ближайшего времени. Помните, как одна за другой появлялись советские республики в Германии, Венгрии, Словакии и даже Иране? Помните, как советские войска рвались к Варшаве, и казалось, вот-вот они соединятся с рабочими всей Европы, и тогда все – это и есть начало мировой революции? Не срослось. Идею отложили в долгий ящик. Ее наиболее радикальных последователей и вовсе преследовали. Но это не помешало СССР после новой мировой войны создать социалистический лагерь, организовать экспорт социализма во все континенты, фактически реализуя мечты предыдущего поколения революционеров.
Вот и тут в силу определенных обстоятельств, которые сейчас нет смысла отдельно перечислять, об идее большой Новороссии пришлось временно забыть. Слив ли это? В каком-то смысле, да. Но все то, что происходило после первого и, в особенности – после второго Минска уже являлось их следствием. Впрочем, думаю, что ни одна из сторон не верила в то, что минские соглашения когда-либо будут выполнены. То есть садились их подписывать, что называется, держа «фигу» в кармане.
Первый «Минск» был ну совсем утопичен ввиду абсолютно неприемлемых для обеих сторон условий и расплывчатости формулировок. Во втором «Минске» тоже хватает расплывчатых формулировок, но их уже меньше. Тем не менее, и тут самого начала было ясно, что никто эти соглашения реализовывать не будет, во всяком случае, в полном объеме, ибо это категорически противоречит целям сторон.
Для ДНР и ЛНР такой «красной чертой» была передача границы под контроль Киева. Собственно, именно поэтому этот пункт значился последним, после проведения местных выборов, которым в свою очередь должно было предшествовать принятие закона «об особом статусе» и конституционных изменений. Передача границы означала бы конец республик. Вот это и был бы «слив» окончательный и бесповоротный. Все остальные пункты соглашений в любой момент можно было бы отыграть назад. Но их надо было выполнять хотя бы для того, чтобы продемонстрировать европейским партнерам, которые так гордятся тем, что это они придумали «Минск-2», и остановили полномасштабную войну, что это Киев, а не Донецк и Луганск не желает выполнять взятые на себя обязательства.
Киеву намного сложнее, у него «красная черта» не одна, их несколько, и начинаются они гораздо раньше – еще на этапе принятия закона «об особом статусе» и конституционных поправок. Помните, какую реакцию общества вызвали даже те куцые поправки, которые Рада приняла в итоге под сильнейшим давлением Вашингтона? А представляете, что было бы, если бы это были поправки, согласованные с ДНР и ЛНР? Думаю, Порошенко просто побоялся бы их публично озвучить.
Я уж молчу о том, что эта «волынка» тянется уже больше полугода, и даже отвод вооружений все никак не удается согласовать по-человечески. Отмечу, что и тут Донецк и Луганск демонстрируют свое желание следовать соглашениям на фоне флюгерных вращений Киева. Ведь это народные республики первыми пошли на отвод еще летом, предложили демилитаризировать Широкино и выполнили свои обязательства. А что Киев? А Киев чуть было не начал новую войну, в итоге Меркель и Олланду пришлось вызывать Порошенко на ковер и иметь с ним крайне жесткий разговор.
Но вернемся к выборам. Как я уже сказал, для Донбасса все, кроме передачи границы, не смертельно. В том числе и выборы. Тут еще играет роль пространная формулировка «согласно украинскому закону (не законам, не законодательству, а ЗАКОНУ). Не знаю, что имели в виду авторы текста соглашений, понимали ли они, что закладывают «бомбу» под пункт о выборах. Это сейчас не важно. Важно то, что Порошенко вновь оказался загнанным в угол. Выполнить минские обязательства и провести выборы по «украинскому закону», принятому в согласовании с ДНР и ЛНР, он не мог. Оставалась только трагикомедия с запретом выборов на «оккупированных территориях». Пикантность этого фарса в том, что Киев при этом потребовал выполнить минские соглашения до конца года. А как их выполнить, если Киев запретил выборы? А нет выборов – нет границы. Сами же подписывали – выполняйте.
Действия Донецка и Луганска по проведению своих выборов были вполне логичны и вписывались в канву Минска – выборы необходимо провести ДО конца года. Только вот они не по «украинскому закону», это и стало причиной давления Запада на Москву с целью их отменить.
Давайте представим себе, что их таки провели. Что бы это изменило? Кто-то скажет: остановило бы «минское предательство». Замечу, что действия Киева тормозят «минское предательство» еще более эффективно. И главное – виноватым в этом торможении является именно Киев, а не народные республики, решившие провести «фейковые» выборы.
По большому счету, местные выборы не так важны, как выборы, состоявшиеся чуть меньше года назад. Тогда это было подтверждение итогов майского референдума, которое к тому же давало Донбассу легитимную исполнительную и законодательную власть. По многочисленным наблюдениям ажиотаж вокруг местных выборов в самих республиках был далеко не таким, как год назад. Не то, что бы люди устали и разочаровались, хотя не без того. Просто референдум 11 мая – это понятно, это рождение республик, выборы ноября прошлого года – это подтверждение его итогов спустя полгода войны. А что символизируют местные выборы? Да ничего! И многокилометровых очередей на избирательные участки мы бы, а главное – весь мир, не увидел бы. На что непременно указала бы киевская пропаганда, которая бы вновь начала истерику по поводу того, что год назад «террористы» загоняли людей на участки под дулом автомата.
А местных глав можно и назначить указами глав республик. Ведь жители ДНР и ЛНР выразили им доверие в прошлом году, фактически дав карт-бланш как во внешней, так и во внутренней политике. Вот пусть и отрабатывают. Помните, основной довод в пользу проведения выборов был в том, что нельзя оставлять города и села Донбасса без глав в преддверие зимнего периода. Поверьте мне, они не останутся. А что касается их легитимности, а разве ее признали бы в мире, если бы выборы состоялись? Разумеется, нет.
Итак, что мы имеем? Фактически «Минск» продлен на будущий год, вопреки «хотелкам» Киева. Хорошо это или плохо? Учитывая, что мы фактически находимся в тупике, другого варианта просто нет. Это дает время всем сторонам. Как знать, возможно, к февралю следующего года все изменится. Во всяком случае, «заморозка» конфликта лучше его «разморозки» с весьма неясными перспективами (а они куда более неясные, чем если бы Кремль ввел войска на Украину весной прошлого года).
Однозначно то, что мы свой ход сделали, время отвечать Киеву. А ему ответить нечего. Ему поставили шах! Ведь даже т.н. «план Мюреля», который Запад полон решимости навязать обеим сторонам, скорее невыгоден именно Киеву, т.к. легитимизирует выборы формально «по украинскому закону», фактически так, как их хотят провести Донецк и Луганск. И недаром некоторые украинские официальные лица уже поспешили заявить, что никогда не пойдут на амнистию и участие в выборах донецких и луганских партий, что напрямую прописано в плане. Так что ждать, что к февралю что-то сдвинется с мертвой точки, прямо не приходится. Зато авторитет украинских властей в глазах западных партнеров упадет и вовсе ниже плинтуса. По Европе это ударит больнее всего, т.к. Европа фактически дает гарантии за Порошенко. Да и в Америке могут подумать, что в Киеве надо что-нибудь менять. Или кого-нибудь на кого-нибудь, кто просто перешагнет через Минск. И это будет выходом из минского тупика.
Москва, Дмитрий Родионов
© 2015, РИА «Новый День»