AMP18+

Авторская колонка

/

Диагноз: недееспособен Киев утратил остатки легитимности в Донбассе

Итоги недовыборов на Украине вновь показали, что Порошенко не способен контролировать ситуацию в стране. Киев утратил не только остатки легитимности в Донбассе, но и остатки доверия западных партнеров. Об этом в авторской колонке для РИА «Новый День» пишет российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.

Выборы в Мариуполе сорваны из-за злосчастных бюллетеней, напечатанных на «Приазовском рабочем» и так и не доехавших до участков. И не только в Мариуполе. Еще и в Красноармейске, где местная ТИК посчитала, что изготовленные бюллетени не годятся для выборов. Еще и в Сватово, и в Лисичанске, где причиной стало чрезмерное количество ошибок в названиях партий в бюллетенях.

Для тех, кто не следил за ситуацией, вкратце напомню историю мариупольского противостояния. По всем законам здравого смысла в городе должен была случиться оглушительная победа «Оппозиционного блока» («ОБ»). Да, подавляющее большинство населения государству нелояльно («сепаратисты», если выражаться украинской терминологией) и на выборы идти не собиралось, ибо не воспринимает украинскую власть легитимной. Более того, там не воспринимают «своими» любые украинские партии, даже так называемую «оппозицию», представленную бывшими представителями Партии регионов, которых в Донбассе считают предателями. Но какая-то часть населения все же пришла бы просто для того, чтобы проголосовать за «Оппоблок» назло Киеву, продемонстрировать, что в Донбассе нечего ловить всяким «Укропам», «Свободам» и прочим «радикалам». И был бы результат, как в Славянске, где при явке чуть больше двадцати процентов «ОБ» получил больше половины голосов.

В Мариуполе все еще сильны позиции Ахметова, который владеет значительной частью местного промышленного комплекса, следовательно, обладает серьезным административным ресурсом. Вот и не преминул Ринат Леонидович этим ресурсом воспользоваться. И, казалось, все у него схвачено с Киевом: депутаты от «ОБ» помогали Порошенко протащить поправки в Конституцию, и вообще противники президента уже не первый месяц на каждом шагу кричат о договоренностях между «ОБ» и Блоком Петра Порошенко. Но вначале шло, как по маслу: ЦИК закрыл глаза на то, что местный избирком заседал на подконтрольных Ахметову площадях, а бюллетени печатались в принадлежащей Ахметову типографии. При этом ЦИК даже помогал, как мог, очищая ряды избиркомов от нелояльных Ахметову людей. Даже, когда это вызвало нешуточное возмущение местных прокиевских активистов. Даже когда «гауляйтер» Донецкой области Павел Жебривский вознамерился отменить выборы (за что он, впрочем, выступал с самого начала). ЦИК своей позиции остался верен до конца. Даже когда стало понятно, что Ахметову не дадут провести выборы по его правилам. Даже когда за день до выборов Жебривский позвонил его главе Охендовскому, предлагая перепечатать бюллетени и тем самым спасти выборы, тот фактически «умыл руки» и сказал, мол, разбирайтесь сами.

Что же произошло? Некоторые политологи уже поспешили заявить, что в Мариуполе Порошенко фактически «кинул» Ахметова. Так ли это? Отчасти так. Но «кинул, что называется, не специально. Он бы любого «кинул» точно так же, если бы так было нужно для спасения лица. «Оппоблок» оказался в какой-то момент более удобным партнером, с которым проще договориться, а его победа в Мариуполе выглядела бы убедительнее. Говорят, Ахметов фактически «купил» эту победу, «купил» город. Сделка была хороша, но вдруг выяснилось, что Порошенко мало что может контролировать. Тем более, в Донбассе. И политические оппоненты «ОБ» (вернее, экономические конкуренты Ахметова, давно тянущие ручки к мариупольским «золотым жилам», достаточно назвать хотя бы Коломойского) грудью встали на защиту «демократии» и завоеваний «революции гидности» – сорвали выборы, лишив Ахметова победы, за которую, уже было уплачено.

Киев просто развел руками. Мол, сделал все, что мог, что и было озвучено Охендовским. Порошенко произнес необходимые слова о том, что это вообще безобразие, срыв выборов надо расследовать, виновных наказать, а выборы всенепременно провести в ноябре!

Что же продемонстрировала миру эта мариупольская история. Во-первых, украинскому режиму доверять нельзя ни в чем и никому, для него нет «своих», он будет действовать не на основе договоренностей, а на основе сиюминутных шкурных интересов, или указаний посольства США. Впрочем, последние иногда могут войти в противоречие с первыми. Об этом чуть позже.

Но главное – другое. Киев «кинул» не Ахметова, вернее, не только Ахметова. Киев «кинул» население Донбасса. Глядя на то, как в подконтрольной Украине части региона жителей лишили возможности проголосовать даже за украинские партии по украинскому закону, захотят ли жители ДНР и ЛНР ТАКИХ ЖЕ выборов у себя, чего от них требуют в Киеве, тыча пальцем в минский протокол?

И посмотрите, что говорят украинские политики о перспективах выборов в Мариуполе.

«Как по мне, оптимальным вариантом было принятие решения о невозможности проведения выборов депутатов и главы Мариуполя. Для того чтобы провести в другое время, в других условиях, чтобы провести и конкурентную борьбу, и которые бы гарантировали независимость самой территориальной избирательной комиссии от влияния посторонних политических сил», – заявил еще на прошлой неделе заместитель председателя ЦИК Андрей Магера. Это самое мягкое. Другие выражают ту же позицию, но более откровенно.

«Выборы на Донбассе сегодня – это коварный удар ножом в спину всем, кто борется за целостность и независимость Украины… Сначала освобождение всей территории Украины от вооруженного врага, десепаратизация, запрет на участие в выборах предателям и террористам, только после этого – выборы». Это сказал Ляшко.

«Я бы на месте Порошенко в Красноармейске и Мариуполе ввел бы чрезвычайное положение и ввел военно-гражданские администрации, как это в некоторых других админединицах Донбасса. Недопустимо, чтобы и дальше власть оставалась у тех, кто и сорвал выборы», – заявил сегодня министра информационной политики Александр Бригинец, призвавший президента вообще отменить выборы и ввести в городах Донбасса военную диктатуру. Да сколько еще таких голосов раздается в последнее время, требующих запрет выборов до завершения «АТО»? Надо ли напоминать, что среди них самым первым звучал голос «гауляйтера» Жебривского, призывавшего перенести выборы аж на 2017-й год. Того самого Жебривского, который в первый день своей работы объявил главной целью борьбу с «ватой» в головах и грозился захватить Ростов на Дону.

А ведь они правы. Ну, какие могут быть выборы в условиях оккупации? Какие могут быть выборы, когда в списках террористы? Только оккупация происходит не на территории ДНР и ЛНР, а в городах, занятых киевскими силовиками. И террористы – это не ополченцы Донбасса, а военнослужащие Украины, участники т.н. «добробатов», а по факту – банд грабителей, убийц, мародеров и насильников, многие из которых сменили камуфляж на деловые костюмы и стали рукопожатыми политиками. Теперь они рвутся в Донбасс уже в качестве гражданской власти. Это боевики Коломойского, руководители которых еще до начала войны призывали вешать сторонников «русской весны», это боевики Ляшко, который полтора года назад разъезжал по Донбассу, похищая и пытая людей. Это боевики «Правого сектора», на которых и вовсе негде ставить клейма. Какую ни возьми партию – везде в списках «герои АТО», и сами эти партии в своей риторике по отношению к Донбассу отличаются разве что степенью радикальности. Даже пресловутый «Оппоблок», который хоть и выступает на словах против войны, отказывается дать Донбассу шанс на самостоятельное мирное развитие, продолжает попытки втянуть его в погружающуюся все глубже и глубже в кровавый фарс и хаос Украину. Но даже за них не дали проголосовать жителям Мариуполя, Лисичанска, Красноармейска, Сватово. Я молчу о десятках населенных пунктов на подконтрольной Киеву территории, где выборы и вовсе не планировали проводить.

А ведь еще летом посол США на Украине Джеффри Пайетт выступил за непременное проведение местных выборов на подконтрольной Киеву территории Донецкой области. «Мы обсуждали вопрос местных выборов, назначенных по всей Украине на октябрь этого года. Я отметил, что местные выборы в таких городах, как Мариуполь, Краматорск, Славянск, очень важны, чтобы продемонстрировать, что это – часть Украины», – заявил Пайетт на брифинге в Краматорске после встречи с Павлом Жебривским.

И что? Почему Киев ослушался приказа внешнего управляющего? Некоторые считают, что Киев просто побоялся проводить выборы там, где он изначально обречен на поражение. Но это не совсем так. Просто потому, что «Оппоблок» – оппозиция только по названию, для Порошенко он не менее свой, чем партия Коломойского, Ляшко или Яроша. И для Киева победа «ОБ», который вовсе не ставит под сомнение украинскую принадлежность Донбасса, а, наоборот, выступает за его полную реинтеграцию – меньшее зло. По крайней мере, в сравнении со срывом выборов, которые лишают Киев остатков легитимности в регионе.

Киев продемонстрировал то, что не способен быть модератором политического процесса в стране. И вроде бы к Порошенко никаких вопросов – он и на самом деле сделал все, что мог. А большего – просто не мог. И это самое страшное для майданной власти.

Что в итоге получила Украина от несостоявшихся выборов в Мариуполе? Ничего, кроме отчуждения еще большего количества людей от украинского государства, которые просто перестанут считать его своим. Заодно это означает потерю остатков веры в то, что режим способен хоть что-то контролировать. Как со стороны «кинутого» Ахметова, так и со стороны американских хозяев. Со всеми вытекающими.

Говорят, вчера в Мариуполе потерпела полное поражение украинская стратегия реинтеграции Донбасса. Это не так. Просто не было никакой стратегии. И не может ее быть у ликвидационной команды. У них может быть только тактика. Тактика уничтожения. А стратегия – это план, охватывающий длительный период времени. Но в длительной перспективе я не вижу не только украинского Донбасса, но и самой Украины.

Москва, Дмитрий Родионов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Донбасс, Авторская колонка, Выборы, Конфликт на Украине, Политика,