AMP18+

Авторская колонка

/

Компромат на пользователей соцсетей будет опубликован в СМИ Пресса начала охоту за «прыгающей» аудиторией

Число журналистов, способных писать серьезные аналитические тексты падает, но еще быстрее падает число людей, способных дочитать текст хотя бы до середины. Как пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» специалист по массовым коммуникациям Илья Митасов, многие СМИ в панике – удержать внимание читателя, постоянно отвлекающегося на месенджеры и ленты в соцсетях – крайне тяжело. В лучшем случае до конца текста дойдет каждый третий и то, если текст будет периодически разбавляться фотографиями с емкими цитатами.

Главная страница сайта перестала быть воротами издания, а превратилась в витрину. Об этом и многом другом говорили эксперты в Москве на конференции Media Makers 2015.

В зале Телеграфа, где организаторы решили собрать аудиторию, яблоку негде было упасть. Желающих послушать про будущее медиа было так много, что впереди стоящий стул с сидящей на нем дамой оказалась у меня между коленями. Не то, чтобы я был два метра ростом (ну почти), а она неписанной красавицей, но ноги и правда девать было некуда, пришлось ее периодически пинать, разминая затекшие конечности. Дама сдалась на третий час моих ерзаний и ушла из зала, правда не со мной, а с кавалером слева. Но ничто не могло омрачить мою радость – столь близкий моим коленям стул освободился и ноги ощутили полную свободу.

Но не все так просто, оказывается, в мое частное пространство проникла не только дама спереди, но и мобильные технологий сверху! А вот их глубина проникновения оказалась даже глубже. Но, к счастью, я не одинок. Жертвой стали еще по меньшей мере 70-80 млн россиян, вооруженных телефонами в порыве занять свой мозг котиками и страданиями звездных семей. Причем эта информация настолько важна, что ее читают, не отрываясь от удовлетворения всех своих естественных потребностей.

Этой находкой и решили воспользоваться самые смелые и продвинутые медиа, начав массовое производство всевозможных приложений и решений, вроде второго экрана (second screen). То есть когда одним глазом смотришь в телевизор, а вторым непременно в телефон и желательно про то, о чем говорят по ящику. Видимо, скоро и окулисты почувствуют вкус тренда и желания людей смотреть каждым глазом в свою сторону.

Но так как человеческие возможности, оказывается, небезграничны и наш мозг, получая информацию от каждого глаза отдельно, устает, то приходится с этим смириться и предлагать людям короткие тексты и желательно с яркими фотографиями 9 на 16 «с подписью на память». И подпись эта, действительно должна быть памятной ну или как минимум короткой. Переборщишь с текстом или смыслом – все! Мозг, прихватив с собой внимание, опять вернется к «взорвавшему интернет» видео котика, который только что мило съел сосиску из под носа незадачливого едока. Повезет, если внимание прыгнет на 10 советов по выбору платья для свадьбы или 12 способов привлечь внимание мужчин. Главное, чтобы способов было опять же немного.

Хотя журналистам эти правила можно не запоминать. Новости начинают делать и подбирать автоматические программы – обрабатывая массивы информации, анализируя и выдавая решения. Пока эти программы, как малые дети, их приходится всему учить. Например, тому, что тебе следует читать. Сначала ты сам тыкаешь их носом в интересующий тебя материал, а потом они решают уже за тебя. Попробуй и просмотри книги какого-то автора и это станет твоей кармой – этот автор будет тебя преследовать на всем пространстве сети до конца твоих дней. Тебя спасет только машина, которой ты полюбуешься на другом сайте, сидя на брифинге клиента. И это колесо сансары могут остановить только санкции.

В борьбе за прыгающего читателя, медиа не стесняются использовать компромат на этого самого «тушканчика». Оказывается, мы все с вами активно метим в сети места своего интереса, оставляя «разводы» в виде лайков и шеров. Самое залайканное и, простите, зашеренное сообщение непременно станет темой для статьи или сюжета. Ну это и понятно – откуда же еще брать идеи? Народ по большей части сам рождает то, что потом внимательно рассматривает и активно обсуждает в соцсетях. Таким образом, уники проделывают путь вместе с народной идеей из сети в медиа и обратно. Круг замкнулся, свет погас.

Получается, что СМИ все больше нас спрашивают: «Чего изволите?». И, получив ответ, радостно об этом пишут. Но жива еще настоящая журналистика, не умер дух качественного и, главное, оригинального контента, не следующего за толпой. Вопрос только в том, смогут ли люди обратно превратиться из уников в самих себя и начать воспитывать свое медиапотребление, потому как СМИ воспитательную функцию практически утратили в обмен на статистику интересов и интересы статистов-агрегаторов.

Москва, Илья Митасов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Авторская колонка, Общество, Россия, Технологии,