AMP18+

Авторская колонка

/

Азербайджан «уходит на Запад»

В условиях современного развития системы геополитики официальный Баку находится в положении «лебедя, рака и щуки» из знаменитой басни Крылова: с одной стороны – Азербайджан находится в сфере интересов Ирана, с другой – США и Турции. К тому же влияние России ещё довольно сильно, и Москва в случае необходимости располагает значительным инструментарием для давления на Баку. При этом практически все мировые игроки стремятся использовать Азербайджан, завлекая его в большую шахматную партию на международной арене.

Об этом пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» политтехнолог, специалист по политическому PR и массовым коммуникациям на территории Ближнего Востока и Южного Кавказа Денис Коркодинов.

Особый интерес к «стране огней» вызван тем, что Баку традиционно рассматривается в качестве дополнительного источника углеводородов, что, учитывая нестабильность арабских государств Персидского залива, делает Азербайджан одним из наиболее выгодных партнеров в сфере энергетики.

Кроме того, в рамках проекта образования лояльных политических режимов Вашингтон преследует цель обеспечить в Азербайджане смену государственной власти и сформировать в стране аппарат управления, находящийся под контролем США по примеру Афганистана, Ирака, Египта, Ливии с тем, чтобы посредством них нейтрализовать геополитическую активность Индии, Ирана, Китая и, прежде всего, России.

Раскрывая смысл влияния российской политики на Азербайджан, главный идеолог администрации Белого дома, экс-советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» отметил: «Будущее Азербайджана... принципиально зависит от того, кем может стать или не стать Россия». В этой связи, сотрудничество с Баку по причине противодействия росту российского влияния для Вашингтона имеет стратегическое значение. Так, с азербайджанской территории США и аффилированным к ним странам вполне легко вести разведку в направлении России, Ирана и стран Персидского залива. Помимо прочего, Азербайджан оказывается наиболее удобен с точки зрения военной логистики для перебрасывания военных грузов и кадрового состава вооруженных сил из Западной Европы в Афганистан.

В рамках реализации проекта сближения с Азербайджаном в 2003-2004 годах директорат Отдела по делам Закавказья и Центральной Азии Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента США дал старт программе Freedom Squall, согласно которой обеспечивался контроль над социально-экономического процессами, происходящими в Азербайджане, со стороны Вашингтона. Стремление многих представителей азербайджанской элиты во что бы то ни стало разорвать отношения с Москвой, представляемого в образе основного противника, привело к тому, что реализуемая американская программа ими была встречена с большим пиететом. Значительное финансирование проамериканских СМИ, правозащитных организаций и политических партий на территории официального Баку создали объективные условия для формирования негативного общественного мнения о роли России в Азербайджане.

Активное желание Баку отмежеваться от Москвы стало особенно явным, когда на фоне развития отношений со странами НАТО зародились милитаристские тенденции по отношению к Габалинской РЛС. Прекращение функционирования радиолокационной станции в Габале свидетельствовало об окончании российского военного присутствия в Азербайджане, что фактически ознаменовало нежелание Баку обеспечивать прежний военный альянс с Россией.

Стратегическая важность РЛС в Габале для международного сообщества в целом и России, в частности, состоит в том, что она предназначена для обнаружения пусков наземных и морских баллистических ракет на расстоянии до 6 тысяч километров, а также определения траектории полета ракет и времени их запуска (падения).

Таким образом, территории Северной Африки, Турции, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Индии и Пакистана, а также значительная часть Индийского океана вплоть до Австралийского континента оказываются в зоне непрерывного контроля Габалинской РЛС, что, в свою очередь, повышает спрос на нее со стороны многих государств мира. И тот факт, что Москва фактически потеряла РЛС в Габале, может быть негативно воспринят по причине создания условий уязвимости обороноспособности России на южных рубежах.

Баку отводится существенное место в программе Североатлантического альянса EU-COM Trasformation (перемещение в страну американских войск), а также в совместном проекте США, Казахстана и Азербайджана «Каспийский страж» (Caspian Guard Initiative), программе военно-воздушных сил США глобального продвижения по малым военным базам «Лиловая подушка» (Lily Pad), включающую в себя задействование не менее чем трёх «аэродромов подскока» – в Насосной, Кюрдамире и Гуюллахе. Кроме того, Азербайджан является активным участником программы строительства в регионе объединенной ПРО и ПВО ВС США «Кавказ – нет!»

По словам бывшего посла США в Азербайджане Рино Харниша, в период с 2004 по 2007 годы Вашингтон выделил более $35 млн на укрепление береговой охраны Баку, а также более $135 млн в рамках программы «Каспийский страж» в целях развития ВМС Азербайджана и Казахстана.

НАТО стремится практически полностью поставить под контроль Баку. Так, с 1 января 2007 года штабная работа в вооруженных силах Азербайджана ведётся на документальной основе Североатлантического альянса. Кроме того, с 1997 года военные образовательные учреждения официального Баку готовят кадры по стандартам НАТО, а с 2007 года все армейские подразделения ВС Азербайджана должны соответствовать нормам военного блока стран Запада.

21 сентября 2005 года Рино Харниш публично отметил, что США строят в Азербайджане РЛС: одну на юго-востоке страны на границе с Ираном в Астаре, другую – на северо-востоке страны вблизи границы с Россией в окрестностях города Хызы. При этом было указано, что тем самым вступает в действие план Пентагона по защите ресурсов Каспийского моря. Вслед за этим последовало заявление посольства США в Азербайджане, которое подтвердило еще раз это сообщение.

Стоит отметить, что усиление американского влияния на Азербайджан представляет собой очередное фиаско российской внешней политики. В настоящих условиях Кремль стремится демилитаризировать регион, но в то же время стремится вооружить все страны Закавказья. И пока Россия стремится играть в оказание помощи, США стремительно захватывают ее позиции. При таком развитии событий термин «постсоветское пространство» абсолютно теряет свой традиционный смысл. Сейчас это пространство исключительно проамериканское. Вашингтон не позволит Москве в обозримом будущем быть основным и практически единственным парнером Баку, который почти полностью «уходит на Запад».

В данном свете на дальнейшее развитие российско-азербайджанских отношений может существенно влиять возможность Баку реализовать независимую внешнеполитическую стратегию, игнорируя американский сценарий передела сложившихся сфер влияния на территории Южного Кавказа. Ослабление здесь роли США позволит Баку не только избавиться от американской зависимости, но и значительно укрепить государственный суверенитет Азербайджана. Окончательным итогом может стать разрешение территориальных проблем в полном соответствии с имеющимися азербайджанскими интересами. Ведь если Москва и Баку прекратят видеть друг в друге источники потенциальных угроз, то и договориться о Нагорном Карабахе можно будет без особых проблем.

Москва, Денис Коркодинов

© 2018, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Авторская колонка, В мире, Политика, Россия,