Грузинская мечта с американским привкусом
В настоящее время Грузия превратилась в марионетку Вашингтона, который пытается выдавить Россию из Закавказья. Это геополитическое противостояние может завершиться открытой эскалацией конфликта, пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» политтехнолог, специалист по политическому PR и массовым коммуникациям на территории Ближнего Востока и Южного Кавказа Денис Коркодинов.
После распада Советского Союза социально-экономическое и политическое развитие Грузии представляет собой настоящую драму. Вслед за шовинистическими настроениями, инициатором которых был Звияд Гамсахурдия, в стране воцарился беспорядок периода «парада суверенитетов», приведший к открытому противостоянию между различными группами грузинского общества. Фактически Грузия как государство утрачивало признаки государства, все более повторяя судьбу рухнувшего СССР.
Политический триумф Эдуарда Шеварднадзе, некогда возглавлявшего ЦК КПСС Грузии и внешнеполитическое ведомство СССР, не привел к изменению существующего положения. На рубеже XX и XXI веков официальный Тбилиси практически не имел никакой государственной власти, а политико-административные структуры страны были предоставлены сами себе, что полностью выводило из строя всю систему государственного управления. Это время реставрации так называемой «феодальной раздробленности» в Грузии, когда отдельные представители кланов фактически были мелкими «князьями».
Разумеется, при подобной расстановке сил президент Грузии рассматривался исключительно в качестве номинальной фигуры, не имеющей никаких рычагов давления на электорат. Изменить ситуацию возможно было исключительно при внешнем участии иностранных государств, на что в принципе и делал расчет Шеварднадзе. Так, именно первый грузинский президент начал политику заигрывания с НАТО, предоставив доступ на территорию страны американским военным и представителям спецслужб США. Это способствовало росту террористической активности в приграничных районах Грузии, что вызывало серьезное беспокойство со стороны России. Особенно «горячими точками» в ареале грузинского влияния стали окрестности Кадорского ущелья, где ещё в 2006 году в результате деятельности грузинского полевого командира Эмраза Квициани были организованы антиправительственные выступления, а также Панкиси (сёла Джоколо, Дуиси, Биркиани), находящееся в сфере интересов различных радикальных групп.
Развитие полноформатных военных отношений между Грузией и США началось в 1993 году, когда под партронажем Вашингтона была сформирована группа специального назначения «Омега», призванная для физической охраны первых лиц грузинского государства. Примерно в это же время с территории Грузии началась систематическая разведка южных окраин России. В частности, в городе Гори был построен американский центр радиоэлектронной борьбы и разведки, направленный на мониторинг пространства и эфира Южной Осетии. Кроме того, а селе Кехви был размещен комплекс РЛС передового базирования и полевая инфраструктура военной разведки Грузии, что позволило официальному Тбилиси в 1997 году стать участником инвестируемой со стороны Вашингтона программы ПВО «Region Airspace Initiative».
Настойчивое проявление российского интереса к Грузии и сохранение российских военных баз в этой стране (Аджария, Ахалкалаки) создали условия на активизации влияния США, выразившемся в организации «революции роз», совпавшей по времени с парламентскими выборами 2003 года. В этом большую роль сыграли Агентство США по международному развитию, Национальный фонд поддержки демократии, Freedom House, Фонд Сороса, Международный фонд электоральных систем и другие аналогичные организации.
Предвыборная кампания в стране проходила достаточно бурно. Поддержку «Единому национальному движению», возглавляемому Михаилом Саакашвили, выражали 22,8% избирателей. Однако решительную победу на выборах одержала коалиция во главе с Эдуардом Шеварднадзе. Такой исход выборов привел к открытой конфронтации между оппозицией и действующей властью. Саакашвили демонстративно назвал Шеварднадзе «шулером», а 8 ноября 2003 года со своими сторонниками захватил здание парламента, тем самым, инициируя «паралич» системы государственного управления. Тогда Шеварднадзе объявил чрезвычайное положение в стране, но время уже было упущено: сторонники «Мишико» уже успели организовать революцию.
Весьма активную роль в событиях «революции роз» в Грузии сыграло молодежное движение «Кмара» («კმარა»), представители которого вступили а оппозицию по отношению а действующему президенту Шеварднадзе и были основной движущей силой массовых беспорядков в стране. Лидеры «Кмары» имели прямое финансирование из Вашингтона и проходили обучение в закрытых военных лагерях на территории Сербии. Основная цель данной организации состояла в смене политического режима в стране неконституционным путем.
Примечательно, что грузинское молодежное движение непосредственно связано с появившейся в 2005 году на территории России организацией «Голос». Об этом открыто заявила, выступая перед журналистами, одна из руководителей движения «Кмара» Тея Тутберидзе.
Помимо «Кмары», в Грузии особо заметным было участие «Института свободы», чья деятельность была направлена на мобилизацию сторонников протестного движения и их координацию в рамках революции. Лидерами данного движения выступали Леван Рамишвили, Вано Мерабишвили и Гиви Таргамадзе.
Широкое распространение в период «революции роз» получили телевизионные трансляции канала «Рустави-2», который стал немаловажным оружием оппозиции по реализации цели смены власти в стране.
Ещё один и инструментом американского влияния стало оказание вооруженного давления на Южную Осетию. Эта операция грузинского командования получила кодовое название «Чистое небо» и была подготовлена при активном участии американской военной компании «Military Professional Resources Incorporated», занимающейся переподготовкой личного состава ВС Грузии. В настоящее время грузинский офис данной организации расположен на четвертом этаже здания министерства обороны страны.
Кроме того, на стороне официального Тбилиси были задействованы американские ЧВК: «Cubic Application Inc.», «Kellog, Brown and Root», «HELLO Trust». Стоит отметить, что американское военное присутствие на территории Грузии вполне легально и опирается на положения «Хартии стратегического партнёрства» 2009 года, позволяющей Вашингтону сосредотачивать свои вооруженные силы в Грузии.
Таким образом, несмотря на то, что сейчас у власти в Тбилиси находится формально лояльный к Москве Георгий Маргвелашвили, фактически никаких рычагов управления он не имеет. Власть в стране стремительно сосредотачивается в руках США, как бы при этом не сопротивлялась Россия.
Вместе с тем, представителям Грузии не стоит обнадеживаться, полагая, что Вашингтон заинтересован в сохранении независимости этой страны. Ничего общего с развитием демократии и сохранением самобытности политика американского влияния на Южном Кавказе, в целом, не имеет, а направлена исключительно на обеспечение контроля над сырьевыми ресурсами региона.
Естественно, долгосрочный характер подобной деятельности обусловлен последовательными попытками «выжать» из Грузии российские интересы, что в условиях сопротивления Москвы может привести к открытой эскалации конфликта.
Москва, Денис Коркодионов
© 2018, РИА «Новый День»