«Черный день» для России приближается: валютные резервы – копить нельзя тратить
Сколько разных новостей про санкции мы наслушались за последнее время: одни ввели, следом другие подоспели, третьи – не за горами, четвертые – отложили… В таком круговороте информации, попробуй уследи, что там по факту реально. А что – плод домысливания и субъективной трактовки всех кому не лень. А не лень многим: тема, как это теперь принято говорить «хайповая».
Об этом в авторской колонке для РИА «Новый День» рассуждает лидер движения «Новая Россия», директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Чтобы не вводить читателя в дебри исследований, сразу обозначим, что на сегодняшний день в отношении России действуют следующие реальные санкции: запрещены поставки оборудования и технологий нефтегазовому сектору, новые газотранспортные проекты, ограничен срок предоставления заёмного капитала, а с недавнего времени ещё заблокировано всякое сотрудничество с рядом крупных отечественных компаний вроде «Русала». Это только самые важные санкции без учёта персональных ограничений.
Столь серьезной волны последних санкций мало кто ожидал, вследствие чего сейчас наблюдается некая растерянность на лицах тех, кто еще буквально вчера кричал и стучал тапком по столу, что, дескать, «нам не страшен серый волк». Оказался страшен и очень даже ощутимо. Для кармана рядового гражданина уж точно. Теперь даже самые заядлые оптимисты предпочитают опускать глаза и сдерживаться в прогнозах процветания в изоляции.
Однако на этой неделе фокус сместился на вопрос ответных санкций со стороны России. Например, много разговоров в СМИ о сокращении вложений в американский госдолг в феврале с $96,9 млрд до $93,1 млрд. Точнее, это разговоры о том, что вот это уж точно будет нашим ответом на санкции. Мол, получите, американцы: что вы будете теперь делать без России со своим колоссальным долгом! Есть и иное мнение относительно сокращения вложений в американский госдолг: правительство РФ, опасаясь усиления санкций и возможной заморозки вложений, перешло от накоплений к увеличению расходов и распечатало запасы.
Собственно, обе эти стороны медали далеки от реальности. Как-то навредить Америке, начав распродажу ценных бумаг, Россия не в состоянии. Облигации США всё равно никуда не исчезают, они не уходят со вторичного рынка, да и объёмы вложений России в них незначительны: Китай оперирует куда более значительными суммами, и это не рушит рынок. Так что сокращение вложений в госдолг Америки ответом на санкции быть никак не может. Это совсем уж как в той басне «Моська на слона».
Изменений экономической политики государства мы тоже пока не видим: от накопительства, к сожалению, никто не отказывается. Наоборот, международные резервы России только растут: за последние 2 месяца они выросли на 10 млрд долларов до 458 млрд долларов. А ближайшая цель правительства – довести запасы до полутриллиона долларов. Впечатляет! И здесь вовсе ни при чем попытки обезопасить себя от санкций. В таком случае росли бы объёмы вложений в золото. Но они почти не меняются и остаются на уровне 80,5 млрд долларов.
Так что, по сути, никакого сокращения вложений в высокорискованные (не по своей сути, а по политическим реалиям) активы не наблюдается. Просто постепенно идёт незначительное перераспределение средств по различным активам. Политическая мотивация в принятии решений вообще не свойственна нашему ЦБ (а не мешало бы, учитывая международную обстановку). У ведомства госпожи Набиуллиной есть определённая сумма денег в управлении, и они её вкладывают в те или иные активы, основываясь исключительно на формальных показателях. Согласно их правилам, вложения должны совершаться в наиболее безопасные (с экономической точки зрения) и ликвидные инструменты. Это облигации различных стран. А дальше уже смотрят на доходность: если американские бумаги дают прибыль выше остальных, то вложение идёт в них. Сейчас также больший интерес могут представлять долговые бумаги европейских стран: есть перспективы роста доходности. Для ЦБ это исключительно технический момент, никак не связанный ни с санкциями, ни с внутренней политикой. Валютная подушка всё равно остаётся.
А вот почему все так держатся за эту валютную подушку – это вопрос уже к нашему правительству. Теоретически, средства можно не изымать из экономики, нефтегазовые сверхдоходы не направлять в запасы, а использовать их на развитие инфраструктуры, науки, образования, медицины, поддержку предпринимательства и технологической модернизации. Тем более, нынешний объём международных резервов это позволяет. Согласно международным нормам, объём резервов должен быть не меньше стоимости трёхмесячного импорта. У нас же международные запасы могут обеспечить почти шестнадцать месяцев импорта! Но почему-то так не делают.
Секрет прост. Самая главная причина в том, что наши чиновники не верят в то, что у нас в стране может быть что-то сделано как надо. Логика такая: всё равно все проекты будут провалены, а деньги разворованы. То есть правительство продолжает придерживаться стратегии консервации экономики в нынешнем виде и создания запасов на чёрный день. А с таким подходом этот день обязательно наступит. Рано или поздно какое-нибудь событие вскроет эту консервную банку экономики, и эффект будет пострашнее падения рубля в 2014 – 2015 годах.
А так – есть «подушка безопасности» в твёрдой валюте (доллары или евро – не важно), которая может смягчить удар после следующей волны обесценивания рубля. В ожидании худшего запасы в национальной валюте бессмысленны, они ничем не смогут помочь. Правительство же небезосновательно готовится (если не сказать – способствует) именно к такому негативному развитию событий: отключение банков от системы международных переводов SWIFT, запрет крупнейшим банкам на международные операции, запрет на вложение в российский госдолг (только выкуп ОФЗ потребует 41 млрд долларов). Валютные запасы помогут в этом случае не только развитию инфраструктурных проектов (скорее всего, будет уже не до них), но и выполнению социальных обязательств. Похудевший бюджет может с ними не справиться. В общем, такая новая модификация дозы «опиума» для народа – не для души только, а для живота. Иначе большинству людей попросту нечего будет есть.
Помочь избежать подобного развития событий могло бы заблаговременное развитие обрабатывающей промышленности и высоких технологий. Наши «спарринг-партнёры» должны видеть в нас не только сырьевой придаток с ядерной дубинкой, но страну, с которой выгодно сотрудничать и выгодно торговать. Но ничего подобного сделано не было, и российская обрабатывающая промышленность в марте снова просела на 0,8%. Сейчас опустошать международные запасы действительно слишком опасно, но остановить их пополнение, и направить деньги на технологическое развитие было бы полезно. А страхи увеличения инфляции за счёт дополнительных средств в экономике напрасны, потому что у нас два выхода: или жертвуем инфляционными рекордами и выходим из кризиса, или садимся в большую лужу с красивыми отчётами на руках.
Никита Исаев, лидер движения «Новая Россия», директор Института актуальной экономики
© 2018, РИА «Новый День»