«АвтоВАЗ» готовится уволить почти 40 тысяч работников Руководство завода утверждает, что рабочие «уйдут сами»
В понедельник руководство «АвтоВАЗа» уволит пять тысяч сотрудников. До конца года запланировано уволить еще 31 тысячу человек, что в сумме составит более трети работников автопредприятия. Многомиллиардная поддержка, повышение пошлин на иномарки и другие протекционистские меры, которые объяснялись заботой о десятках тысяч сотрудников предприятия, не помогли Волжскому автозаводу избежать массовых сокращений. Руководство предприятия назвало увольнения, «изменением штатного расписания»: «Возможно, часть из этих людей увольнять по сокращению не придется, они уйдут на пенсию или по собственному желанию», – заявил представитель дирекции.
Сегодня СМИ сообщили о первых полуофициальных признаниях представителей руководства Волжского автозавода о грядущих массовых увольнениях. В частности, Reuters сообщает, ссылаясь на предствителя дирекции завода, что в понедельник будет уволено 4,5 тысячи человек. А по информации газеты «Труд», еще 11 тысяч сотрудников пенсионного возраста и 20 тыс. предпенсионного могут уйти с завода до конца текущего года. «Речь идет не о сокращении, а об изменении штатного расписания. Возможно, часть из этих людей увольнять по сокращению не придется, они уйдут на пенсию или по собственному желанию», – объявили в руководстве предприятия. К лету 2009 года число работников «АвтоВАЗа» составляло 102 тысячи человек.
Массовое сокращение сотрудников на «АвтоВАЗе» сопровождается сменой дирекции, почти 50%-м падением продаж и инфарктами среди топ-менеджеров. Напомним, к августу складские запасы завода превысили 80 тысяч машин, а продажи по итогам января-июля снизились на 44%. Повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки, которое вызвало массовые волнения во Владивостоке, не привело к ожидаемому росту продаж в отечественном автопроме. Партии «Лад», ввезенные на Дальний Восток без наценки за перевозку, не были распроданы в течение полугода и бесследно растворились на местном рынке. На этой неделе прокуратура обратилась к дилерам «АвтоВАЗа» с требованием предоставить статистику по продажам авто и пожеланиям клиентов: дилеры настаивают, что спрос на «ВАЗы» отсутствует, в том числе, из-за неспособности производителя выпускать авто под заказ. Экономическое состояние предприятия отразилось и на здоровье топ-менеджмента. Вице-президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик попал 2 сентября в больницу с инфарктом – на второй день после вступления в должность.
Как сообщал «Новый Регион», чистый убыток по итогам 2008 года 24,7 млрд рублей, в то время как в 2007 году была зафиксирована прибыль 3,7 млрд рублей. Ранее сообщалось, что краткосрочные долговые обязательства «АвтоВАЗа» превысили 80 млрд рублей. Это почти на треть больше стоимости активов автоконцерна. По данным июля 2009 года, 80% госпомощи в 25 миллиардов рублей были пущены руководством на погашение долгов «АвтоВАЗа». Убытки предприятия только за 1-й квартал 2009 года составили 6,33 млрд рублей – всего на 2 миллиарда меньше, чем убытки за весь прошлый год.
До последнего времени, «АвтоВАЗ», как «главный автомобильный ньюсмейкер» страны, избегал глобальных сокращений. Другим российским автопредприятиям повезло меньше. В августе потеряли работу около шести тысяч человек на заводе в Нижнем Новгороде: таким образом автомобилестроительная группа ГАЗ Олега Дерипаски попыталась снизить издержки в кризис. По словам представителя компании, необходимость увольнений была связана «с падением производства в три раза по сравнению с докризисными уровнем». Ранее ГАЗ уволил 1.200 человек, занятых в производстве легковых автомобилей «Волга». Весной ГАЗ сообщил, что к марту снизил численность работников примерно до 84.500 с докризисных 115.600. Однако, по словам представителя компании, это снижение произошло за счет приостановки набора новых сотрудников.
Не повезло и «КамАЗу», достойнее других автопроизводителей встретившему кризис. Еще в ноябре прошлого года, первым «антикризисным» средством на заводе, по традиции, стало сокращение штата. Было уволено 10% персонала, или 5 тысяч человек. В октябре работы лишились еще 1,5 тысячи работников предприятия.
До последнего времени рекорд по единовременному сокращению штатов в автопроме держит Кировский завод – ЗАО «Металлургический завод «Петросталь», уволивший в мае половину (8000 сотрудников). Основные заказы на поставки металла завод получал от «АвтоВАЗа», ГАЗа, «Камаза», которые сократили объемы производства и заказы.
Летом, когда появились слухи о возможном банкротстве «АвтоВАЗа», независимый профсоюз работников завода провел акцию протеста. Как ранее сообщал «Новый Регион», к акции в Самарскую область были стянуты милицейские силы из соседних регионов, и митинг обещал пройти по «приморскому сценарию» – с активным участием ОМОНа. Однако акция протеста прошла мирно и без каких-либо наглядных результатов. Главное требование, которое было озвучено на многотысячном митинге – убрать с завода «москвичей» (топ-менеджеров от ГК «Ростехнологии») и разобраться с мэром Тольятти Анатолием Пушковым, которого за индифферентность к происходящему называли «Петрушка». Во время митинга рабочие даже не получили слова, составляя фон для выступлений местных лидеров от ЛДПР и КПРФ. По итогам акции была составлена резолюция президенту Медведеву с требованиями национализировать ВАЗ без права последующей приватизации и обеспечить прозрачность работы автозавода. При этом заводчане пожелали организовать проверку Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности «АвтоВАЗа» с последующей оглаской ее результатов, а также привлечь к ответственности топ-менеджеров за неэффективное расходование средств оказанной заводу господдержки. Весной 2009 года рабочие «АвтоВАЗа» уже выходили на улицы: они требовали сохранения рабочих мест и социальных гарантий.
Тольятти, Алексей Усов
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».