Запретительные пошлины на подержанные авто распространятся на весь Таможенный союз А промсборку иномарок в России урежут в пользу «АвтоВАЗа»-Renault
Российское правительство разрабатывает новые способы увеличить рынок для «АвтоВАЗа». Для этого к 2011 году российские запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок распространят на Казахстан и Белоруссию, что увеличит рынок сбыта тольяттинскому концерну. А внутри РФ Минпромторг готов ужесточить правила промсборки иностранных авто. Что, по мнению противников этой меры в Белом доме, даст преференции только совместным проектам «Соллерс» с FIAT и «АвтоВАЗа» с Renault.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов объявил на днях, что следующим летом в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана будет установлен единый уровень ввозных пошлин на автомобили, причем он будет запретительным, пишут «Новые Известия».
В июле, когда вступил в силу Таможенный союз, пошлины перестали быть исключительно внутренним делом России, поскольку ТС предполагает одинаковые тарифы у всех его участников. Пока, правда, допускаются исключения по особо чувствительным вопросам. Один из них как раз и заключается в ввозных пошлинах на иностранные автомобили, которые, например, в Казахстане меньше российских в 2-3 раза. Казахстан и Белоруссия легковушек ведь не производят, их автопарк – это стопроцентный импорт, пошлины на него очень низки, и повышать их ни Астане, ни Минску не хочется. Однако, как заявил в пятницу Игорь Шувалов, уже следующим летом автомобильные пошлины будут едины для всех. «У нас у всех будет одинаковый тариф, о котором мы договоримся», – пообещал вице-премьер, добавив, что уровень таких пошлин все равно останется запретительным.
Ввозные пошлины на иномарки были резко повышены в январе прошлого года, как антикризисная мера поддержки отечественного автопрома, просевшего из-за падения спроса на машины. Первоначально пошлины должны были действовать девять месяцев, но потом этот срок был продлен. Фактически сейчас он представляет собой некий неопределенный период, который может завершиться лишь по воле властей. Минэкономразвития уже предлагало вернуть пошлины на новые иномарки с нынешних 30 к докризисным 25%, однако поддержки эта идея пока не получила. Наоборот, замглавы Минпромторга РФ Андрей Дементьев заявил, что текущий уровень пошлин необходимо сохранить до 2015-2016 годов. По словам чиновника, для развития российского автомобильного бизнеса необходим «временной лаг», чтобы компании, осуществляющие инвестиционную деятельность, вышли на окупаемость и имели тот же технологический уровень, что и их основные конкуренты. Иными словами, наш рынок будет закрыт для иномарок, пока наши «Лады» не догонят конкурентов по технологиям.
Эксперты отмечают, что «догнать» «АвтоВАЗу» мировой рынок – нереально – под эти обещания «АвтоВАЗ» получал кредиты последние 15 лет. За это время в Тольятти изобрели «Калину» – машину, отставшую от мирового автопрома на два поколения.
Ввод запретительных пошлин в Казахстане и Белоруссии означает автоматическое расширение рынка сбыта для российских легковых авто. Но в Белом доме считают, что такого рода поддержки «АвтоВАЗУ» будет недостаточно. И в Минпромторге разработали проект новых соглашений по промсборке иномарок на российских заводах. Автоконцернам-владельцам этих предприятий будет предложено перезаключить действующие инвестсоглашения о промсборке.
Предложения Минпромторга ужесточают требования к локализации производства. Проекты предлагается поделить на запускаемые «с нуля» и уже действующие. Соглашения предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов для сборки машин. Взамен инвесторы должны за четыре года создать мощности по выпуску 300 тысяч машин, 200 тысяч двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей, за шесть лет – выйти на уровень локализации в 60%, которая рассчитывается как отношение совокупной таможенной стоимости импортных компонентов к отпускной цене собранного из них автомобиля, пишет «Коммерсант».
Для тех, кто перезаключает соглашение, установлены более низкий порог инвестиций ($500 млн против $750 млн для проектов «с нуля») и льготный уровень расчета локализации: на старте проекта она принимается за 35% с учетом уже созданных в России мощностей. До сих пор в создание автосборки в среднем инвестировалось $150-200 млн.
В Минэкономики оспорили проект коллег из Минпромторга, отметив, что новая концепция лоббируется в интересах двух консорциумов – СП «Соллерс» и FIAT, а также «АвтоВАЗа» с Renault-Nissan. В Минэкономики сомневаются, что западные концерны станут перезаключать соглашения с повышенными требованиями локализации. Таким образом, через несколько лет выгоды от льгот новой промсборки будут только у «Соллерс» и «АвтоВАЗа». Именно еще в апреле «Соллерс» предложило министерствам реформировать промсборку, а на «ВАЗе» проект поддерживали, напоминает газета. У двух этих производителей крупнейшие инвестпрограммы с их партнерами – стоимостью ?2 млрд и 180 миллиардов рублей соответственно.
Москва, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».