Правительство отказалось от льготного обновления парка грузовиков и автобусов Утилизация автохлама не получит продолжения в 2012 году
Правительство отказалось от запуска в 2012 году программы по утилизации автобусов и грузовиков. На смену поддержке продаж «АвтоВАЗа» со следующего года должна была стартовать программа стимулирования производства на «КамАЗе», «ГАЗе» и других предприятиях. Однако Минфин согласился выделить Минрегиону лишь 3,7 млрд. рублей на обновление парка сельхозтехники РФ, которую лоббировал лично Виктор Зубков.
Программа утилизации легковых авто стала самым успешным проектом Белого дома по стимулированию отечественного автопрома. Только в 2010 году по этой программе было продано более 280 тысяч легковых авто. Эта программа завершается к концу 2011 года, и на смену ей, по замыслу Минрегиона, с 2012 должны были начать действовать альтернативные проекты обновления гражданского автопарка и господдержки предприятий российского автопрома. Реализация программы по грузовикам предполагалась по той же схеме, что и с легковыми машинами, но утилизационная премия должна была выплачиваться не дилерам, а производителям. Наиболее «вкусными» были предложения Минрегиона по «переработке» автобусов. Размер субсидии должен был составить 30-50% от стоимости автобуса. За 3 года планировалось заменить 4 тысячи автобусов малого класса, 5 тысяч автобусов среднего класса и 3,5 тысячи автобусов большого класса. Программа должна была охватить продукцию всех российских заводов – четыре из них входят в группу ГАЗ (ЛиАЗ, ПАЗ, ГолАЗ и КАвЗ), один принадлежит КамАЗу (НефАЗ), плюс также независимый холдинг «Волжанин». Общая стоимость программы по утилизации грузовиков и автобусов была запланирована в 32 миллиарда рублей.
Поначалу тревожный «звоночек» прозвенел в отношении программы «по грузовикам». В июле представители менеджмента «КамАЗа» сообщили журналистам, что «грузовой» сегмент программы может быть отложен на несколько лет из-за изменений в конъюнктуре рынка, который начал восстанавливаться быстрыми темпами. В таких условиях попросту исчезла необходимость искусственного стимулирования спроса, заметили на «КамАЗе», который контролирует 50% российского рынка грузовой техники и мог бы получить основную поддержку от программы.
Об этом же заявили и в Минпромторге. «В программе нет острой необходимости, поскольку рынок грузовиков сейчас бурно растет», – цитирует «Коммерсант» замечание представителя министерства.
Сложнее дело оказалось с реанимацией отечественного автобусного рынка. На эти цели Минрегиону просто не удалось получить от Минфина денег, пишет «Ъ». В бюджет 2012 года не были заложены деньги на их реализацию. Для российского автобусного парка, в отличие от грузового, это событие печально: по оценкам группы «ГАЗ», автобусный парк регионов в среднем теряет в 1,2 раза больше машин, чем пополняется новыми. в группе все еще рассчитывают, что «в окончательной версии бюджета деньги на финансирование этой программы должны появиться», но в Белом доме считают, что Минрегиону уже вряд ли удастся найти дополнительные средства для старта программы.
Авторам утилизационных программ удалось сохранить лишь 2 составляющие. Это весьма спорный проект Минобороны по утилизации военных грузовиков и пролоббированный лично Виктором Зубковым проект обновления сельскохозяйственной техники.
Программа утилизации военной грузовой техники была запланирована этой весной. По ней утилизации подлежит не только действующая техника, но и та, что стоит на консервации и не имеет эксплуатационного износа. По мнению Минобороны, «морально устарела» и подлежит замене на новые импортные и отечественные образцы. По этой программе Минобороны разместило заказ на 6 тысяч машин, 4 тысячи из них поставит «КамАЗ» и 2 тысячи – «Урал», который входит в группу «ГАЗ».
Зато «зубковская» программа утилизации сельскохозяйственной техники получила не только финансирование в размере 3,7 миллиардов, но и пополнилась особо льготными условиями для фермеров. По ней не потребуется физически уничтожать старую технику, как это было с легковыми авто. Достаточно будет лишь снять старый комбайн или трактор с учета. Техника останется в руках владельца и тот может пустить ее на запчасти, оставить гнить в чистом поле или использовать неофициально.
По оценке директора «Росагромаша» Евгения Корчевого, программа поможет закупить 7-12 тыс. единиц сельхозтехники. Основную поддержку может получить «Россельмаш», а также Петербургский и Минский тракторные заводы. старт программы намечен на ноябрь-декабрь, чтобы фермеры могли успеть закупить технику в межсезонье и начать ее использовать уже следующей весной.
Москва, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».