Для чиновных автолюбителей изобрели финансовый намордник Законодатели ограничивают максимальную стоимость служебных автомобилей
За 2007-2009 годы российские чиновники потратили значительные средства на пропаганду продукции «АвтоВАЗа», но сами поддерживали исключительно производителей авто представительского класса – BMW, Audi, Mercedes, Porsche и других. На это управленцы потратили более 4,5 миллиардов рублей. Изучив статистику госзакупок, проект «Роспил» подготовил, а его «союзники» из партий КПРФ и СР внесли в Госдуму законопроект, который ограничивает автоаппетиты высших управленцев двумя миллионами рублей на одну персону. Автомобили дороже 2 млн могут приобретаться только по распоряжению правительства РФ.
Депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков опубликовал на своем сайте результаты депутатских запросов представителям производителей премиальных марок о продаже автомобилей представительского класса российским чиновникам и госкомпаниям. По этим данным, в 2007-2009 годах государство и контролируемые им компании поддержали продажи только наиболее дорогих моделей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes более чем на 4,5 млрд рублей или 14,5 миллионов долларов, пишут «Ведомости». По словам Гудкова, первые запросы были сделаны еще 2 года назад, чтобы узнать, повлиял ли кризис на аппетиты чиновников и управленцев из госкомпаний. Для анализа использовались данные от производителей авто, информация с портала госзакупок и данные от ГИБДД.
Аналогичная информация собиралась и систематизировалась основателем проекта «Роспил» Алексеем Навальным. По словам Навального, самая распространенная жалоба, приходящая в его проект – жалоба на покупку чиновниками «немыслимо дорогих машин». Среди последних примеров такого рода «борец с госструктурами» приводит запросы от Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН, Центральной базовой таможни, приморской краевой психиатрической больницы и другие примеры. Так, дальневосточные геологи в 2011 году заказали себе авто за 3,45 миллиона рублей. Запросы таможенников оказались выше – они пожелали авто за 7,5 млн рублей. В психиатрической клинике города Спасск-Дальний возникла срочная нужда в Land Cruiser Prado стоимостью в 2,4 миллиона рублей. А представители воинской части 55056 прямым тестом указали, что кушать не могут без Mercedes-Benz S 500L 4matic за 6 152 257 рублей.
2-3 года назад на фоне начавшегося кризиса ситуация была аналогичной. На фоне повышения пошлин на иномарки, безработицы и нервозности населения, самым популярным у чиновников автомобилем стал BMW 7-й серии. В те годы чиновники закупили 173 такие машины. Это заметная доля от их продаж в России: так, за весь 2008 год в стране продано 783 BMW этой серии, в 2009 г. – 1404. Представители BMW попытались объяснить такую склонность госслужащих к их авто тем, что машина производится в России, в Калининграде. Однако в Калининграде собираются лишь относительно недорогие модели BMW, причем, в базовой комплектации. Представительские авто в гаражи чиновников поставляются уже из Германии.
Среди поклонников баварской марки выделяется Ассоциация зимних олимпийских видов спорта, закупившая в 2008 году сразу 60 автомобилей BMW X5 на 156,5 млн рублей. Ассоциацию возглавляет управляющий делами президента Владимир Кожин, его пресс-секретарь Виктор Хреков не смог пояснить цель этой закупки. Идущие на 2-м месте по популярности среди чиновников марки Audi A8 и Toyota Land Cruiser 200 отстали не столь серьезно – за те же годы было куплено 160 и 146 машин этих марок. Представительские авто заказывают себе не только обитатели самых верхних шестков в чиновничьей иерархии и топ-менеджеры госкомпаний. «Жируют не только министры, но и простые клерки», – удивляется Геннадий Гудков.
Исследования «Роспила» и его «союзников» из думских фракций показывают, что за 2007-2009 годы госконтракты обеспечили от 0,3% (Toyota) до 1,4% (Mercedes) выручки.
По словам Навального, ни госорганы, ни общественные организации не имеют юридических рычагов, чтобы потиводействовать покупке чиновниками автомобилей запредельной стоимости. «Имеют они права себе покупать хоть Бентли. Всё зависит от наглости конкретного чиновника. В некоторых случаях, после общественного резонанса, у них просыпается совесть/стыд/чувство осторожности и беспредельная закупка отменяется. Хотя чаще всего желание слуги народа гонять на крутой тачке пересиливает совесть», отмечает Навальный. Действительно, случаи, когда госзакупки отменялись чиновниками, единичны. Например, в 2009 году представитель «Авиалесоохраны» так и не смог получить заветный Lexus LS 600h в люксовой комплектации, который, по документам, предназначался «для создания передвижного мобильного лесопожарного командного пункта». Прокуроры решили, что такой выбор авто для производственных нужд в лесничестве нарушает «один из основополагающих принципов Бюджетного кодекса – принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств». Иногда совесть чиновников просыпается и без вмешательства прокуратуры. Например, это весной министр финансов республики Дагестан Гамидов Абдусамад Мустафаевич решил приобрести себе скромный AUDI A8L с высшей степенью бронирования за 8,5 миллионов рублей. На следующий день после того, как информация об аппетитах дагестанского министра разошлась по блогам, Минфин Дагестана отменил госзаказ. Повторимся: такие случаи – исключительны.
Критики «красивой жизни чиновников» попытались ограничить аппетиты чиновников законодательною. «РосПил» подготовил, а согласившиеся помочь представители КПРФ и СР накануне внесли в Госдуму законопроект, который устанавливает для чиновников верхнюю планку трат на служебное авто в 2 миллиона рублей. «2 млн более, чем достаточно, чтобы купить качественный автомобиль для чиновника любого уровня», – утверждают авторы изменений в закон о госзакупках. В тех случаях, когда нужен более дорогой транспорт (высшие должностные лица; бронированные автомобили для чиновников, жизнь которых может реально подвергаться опасности, и проч,), разрешение должно выдаваться правительством РФ за личной подписью премьер-министра. «Это будут единичные случаи и такой список можно утверждать раз в год», – считают авторы. Как говорится в финансовом обосновании к документу, принятие и реализация предлагаемых законодательных норм «не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета».
По замыслу авторов, поправки в закон о госзакупках должны стать прецедентом, опираясь на который в дальнейшем можно будет регулировать не только автомобильные пристрастия госслужащих, но и заказы ими за счет бюджета дизайнерской мебели, предметов роскоши, и другие «особые запросы».
Однако авторы законопроекта не учли способность чиновников отстаивать свои аппетиты. Идеальную схему обхода любых ограничений на госзакупки придумали еще год назад в Минобороны. В декабре 2010 года военное ведомство не стало размещать заказы на люксовые авто. Вместо этого ведомство Сердюкова просто взяло в аренду более 500 элитных иномарок, освоив на этом более 10 миллиардов рублей.
На эти 10 миллиардов Минобороны арендовало три бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства ведомства, а также один Porsche Cayenne, два BMW пятой серии и один BMW седьмой серии, три автомобиля Mercedes представительского класса. Также в списке оказались по одному Volkswagen Multivan, Fiat Doblo и Fiat Ducato, 79 автомобилей Ford Focus, 55 – Ford Transit, 84 автомобиля ГАЗ, четыре автобуса НЕФАЗ, 316 санитарных автомобилей, одна Toyota Land Cruiser и одна станция переливания крови. в конкурсе на аренду автомобилей приняло участие только одно предприятие – ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России».
Обоснование для такой комбинации, которое придумали в Минобороны, заслуживает особого места в учебниках истории, PR, экономики и прочих дисциплин. Оказалось, что арендовав полтысячи представительских авто на 10 с лишним млрд, силы обороны Отечества сэкономили этому отечеству еще 9 миллиардов. Другими словами: «Скажите спасибо, что мало потратили». «Экономия рассчитана из следующих факторов: теперь не придется закупать дорогие автомобили премиум-класса, самостоятельно проводить техобслуживание автотранспорта, страховать его по ОСАГО, содержать штатных водителей и обслуживать автопарковую зону, в том числе охранять ее», – отчитались тогда в пресс-службе МО РФ.
Москва, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».