AMP18+

Транспорт

/

Минфин: техосмотр станет частью договора ОСАГО Страховщики смогут контролировать и состояние авто, и кошелек владельца

Минфин опубликовал на своем сайте приказ, по которому талон техосмотра станет частью полиса ОСАГО. С 1 января 2012 года договор ОСАГО будет включать в себя данные о техническом состоянии машины. Эта норма утвердила автоэкспертов в самых мрачных выводах, которые были сделаны еще после ускоренного принятия закона о ТО в июле этого года. По новым условиям, техосмотр будут проводить операторы, назначенные Российским союзом страховщиков, что создает возможность такого развития событий, при котором за всеми этапами процесса «прохождение ТО – заключение договора автострахования», может стоять одно заинтересованное юрлицо. Что открывает неограниченные возможности для «коррупционных маневров» страховых компаний.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с 1 января 2012 года должен содержать сведения о техосмотре, следует из приказа Министерства финансов. Приказ вступает в силу 1 января 2012 года. С этого момента форма заявления о заключении договора ОСАГО должна содержать информацию о серии, номере, дате выдачи талона и сроках очередного техосмотра. Документ был подписан еще второго августа текущего года теперь уже бывшим министром финансов Алексеем Кудриным. Министерство юстиции зарегистрировало его 11 октября, сообщает BFM.ru.

Эти процедурные изменения предусмотрены в законе «О техосмотре», подписанном президентом Медведевым и дорабатываются различными ведомствами, в том числе Минфином и Минтрансом, чтобы начать действовать с 1 января 2012 года.

Закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» прошел 90% согласований в ведомствах и второе с третьим чтения в Госдуме в рекордные сроки – за месяц. Первое чтение в Госдуме, состоявшееся летом 2010 года, особых последствий не имело, законопроект был отправлен на доработку. Однако это весной в СМИ и блогах внезапно раскрутился скандал про «многочасовые очереди в автосервисах». Последовали громкие обещания президента «отменить техосмотр» и внезапное принятие уже год «отстаивавшегося» законопроекта. Основным его следствием стала передача процедуры ТО от ГИБДД в ведение страховых компаний из числа членов Российского союза автостраховщиков (РСА).

Комбинация получилась вполне казуистическая. Ранее президент Медведев не раз объявлял, что техосмотр должен проводиться частниками и не быть обязательным. В итоге, инспекторы ГИБДД не станут проверять у автомобилиста наличие талона ТО. Однако эта «необязательная» карточка станет условием для получения обязательного полиса автострахования. Наличие полиса ОСАГО «гайцами» проверяться будет в обязательном порядке.

В наследство от ГИБДД, РСА получило, как ожидают представители объединений автомобилистов, полный контроль не только над автомобилями граждан РФ, но и над содержимым кошельков автовладельцев. Дело в том, что зафиксированная законом и уточненная нынешним приказом Минфина процедура предполагает, что заключить договор ОСАГО с 1 января 2012 года можно будет только по предъявлении талона техосмотра, срок действия которого заканчивается не раньше чем через полгода на момент обращения к страховщикам. Сама механика процесса до сих пор не проработана (правила до конца года предстоит сформулировать Минтрансу) и, как опасаются автовладельцы, состояние автомобиля будет существенно влиять на стоимость полиса автострахования. А проводить техосмотр будут аккредитованные РСА предприятия. То есть, как прогнозируют автоэксперты, любой этап процедуры будет замыкаться на страховых компаниях, получающих неограниченные возможности для манипуляций: законных, но коррупционноемких..

Законодатели, составляя явно лоббистские тексты нормативных актов, вроде бы ввели элемент, ограничивающий коррупционные возможности. Это так называемая «солидарная ответственность» техцентров и водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП. По закону, в случае аварии по технической причине, техцентр будет отвечает за халтурно проведенный ТО. Однако эта мера нивелируется до пропагандистской «отмазки», благодаря потенциальной замкнутости на страховщиках всех этапов процесса. Напомним, что аккредитацию техцентры будут получать в у страховщиков, в РСА. А новый закон, меж тем, гласит, что доказывать вину техцентров и автовладельцев в несоблюдении процедуры ТО предстоит самой страховой компании. То есть, предполагается, что кристально честные страховщики будут искренне брать на себя вину и повышенные расходы.

«В данном случае закон будет содействовать тому, чтобы та коррупционная схема, которая действовала раньше в ГИБДД, теперь была передана в частные руки и по сути легализована», – констатировал глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Отметим, что сами автостраховщики не остановились на достигнутом. В прошлую пятницу в правительственной «Российской газете» появилась паническая статья, в которой говорилось, что «миллионы владельцев страховки ОСАГО рискуют потерять свои деньги». Такие выводы сделали представители Российского союза страховщиков на основе вступающих в силу с января 2012 года норм – уже для самих страховщиков. Это – Федеральный закон N 313-ФЗ, который определяет минимальный размер уставного капитала страховой компании: от 60 до 480 миллионов рублей, в зависимости от сферы деятельности. Появление этих норм логично – в связи с фантастическим расширением возможностей, которые получили страховщики в последнее время законодательным путем. Эти нормы аналогичны тем, что действуют в туристическом бизнесе, где установленный законом «уставной минимум» гарантирует возврат денег значительному числу клиентов в случае неисполнения фирмой обязательств.

Однако страховые компании посчитали это явным ущемлением своих прав и возможностей. По мнению представителей РСА, из 114 компаний, действующих на рынке ОСАГО, могут прекратить существование треть. Многие компании к концу года стали стремительно увеличивать число клиентов, чтобы любыми путями «дотянуть» уставной капитал до вступающих в силу норм. Другими словами, представители этого бизнеса откровенно признаются в том что минимум треть участников рынка не в состоянии гарантировать клиентам исполнение обязательств по договору автострахования. Другое дело, что эти нормы, как и продвигаемые сейчас в гражданской авиации ограничения для малых компаний, призваны сосредоточить максимум клиентов вокруг ограниченного числа участников рынка.

В соответствии с документом с 1 января 2012 года ТО не потребуется для транспортных средств в первые три года, включая год выпуска. Каждые 12 месяцев ТО должны проходить транспортные средства возрастом от семи лет, а также грузовые автомобили с массой более 3,5 т, авто, оборудованные световыми и звуковыми спецсигналами, а также транспортные средства, предназначенные для обучения.

Каждые полгода процедуру ТО будут проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения больше восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

Москва, Алексей Усов

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Туризм, Экономика,