Полис ОСАГО будет оформляться на водителя вместо авто Автостраховщики обещают «зарубить» проект из страха недополучить прибыль
В Госдуму внесен законопроект, коренным образом меняющий принципы автострахования. По задумке депутатов от ЛДПР, страховка должна выдаваться водителю без учета параметров автомобиля, которым он управляет. Что может снизить стоимость полиса и позволит водителю управлять любой машиной. Это также изменит недореформированую систему техобслуживания, которая ныне привязана к «автогражданке». Представители страховых компаний считают, что предлагаемые нормы лишат их значительной прибыли и обещают, в случае принятия закона, повысить стоимость полиса – в среднем, до 5-10 тысяч рублей. Сами автомобилисты считают депутатскую идею удачной – с точки зрения бюрократической комфортности для владельцев авто и возможности сэкономить при оформлении ОСАГО.
По нынешнему законодательству полис ОСАГО оформляется на транспортное средство. Страховщики сейчас предлагают несколько вариантов договоров: либо в полис вписываются от одного до пяти водителей с указанием номеров их водительских удостоверений, либо оформляется страховка с правом использования автомобиля неограниченным кругом лиц. Количество вписанных в полис граждан влияет на стоимость договора, также как возраст, стаж количество аварий, которые числятся за водителем-владельцем, мощность его машины и множества других коэффициентов. Для страховки, оформленной на одного водителя – владельца, при средней стоимости полиса в 3000 рублей, можно эту сумму сократить до 1000. Зато, если в этот льготный полис за 1000 рублей вписать еще и новичка восемнадцати лет, то стоимость страховки вырастет в разы. Если страховать транспортное средство с учетом использования его неограниченным кругом лиц, то цена страховки тоже будет рассчитана исходя из самых невыгодных для владельца машины параметров по возрасту водителя, опыту вождения и коэффициента аварийности. Более того, для управления другим автомобилем водитель должен получить отдельный полис, или быть вписанным в чужую страховку.
Идея депутатов ЛДПР, внесших пакет поправок в законы «Об ОСАГО», «О безопасности дорожного движения» и ряд других актов, предполагает возможность избежать таких ценовых скачков в отношениях со страховыми компаниями. Депутаты предлагают полисы ОСАГО оформлять на водителя – без привязки к конкретному автомобилю. Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, депутаты Ярослав Нилов и Максим Шингаркин отмечают, что суть ОСАГО сводится к страхованию ответственности перед третьими лицами, и непонятно, зачем нужно привязывать полис к автомобилю.
Если законопроект будет принят, водителю выдадут полис в виде пластиковой карты: он позволит управлять любой машиной при наличии техпаспорта и доверенности. «Поскольку водителей в России больше, чем автомобилей, то реализация законопроекта приведет к увеличению числа полисов и снижению стоимости страховки», – приводит «Коммерсант» комментарий Ярослава Нилова.
По мнению экспертов и участников рынка, идея привязать полис к водителю вполне здравая, но реализовать этот механизм будет весьма непросто. В частности, пока совершенно непонятно, что будет с обязательным техосмотром, который сейчас является необходимым условием для получения полиса ОСАГО, отмечают «Московские новости». Председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина предположила, что решением может быть возложение ответственности за отсутствие талона ТО на того, кто управляет автомобилем.
Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков признает, что сама по себе идея разделить автовладельцев и транспортное средство при выдаче полиса автогражданки хороша и в целом она защищает интересы автовладельцев, но необходима ее детальная проработка. «Мы видим смысл провести «круглый стол» с участием страховщиков, представителей общественных организаций, которые могли бы озвучить свою точку зрения в таком непростом вопросе».
Автостраховщики, напротив, оказались не в восторге от новой идеи. Часть из них стала убеждать СМИ в том, что предлагаемая методика только навредит автовладельцам. Например, по мнению начальника управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексея Мишина, на сегодняшний день накоплена статистика « убыточности автовладельцев» – показателя, который учитывает многие параметры транспортного средства, а также аварийность региона, где оно эксплуатируется. Эти данные позволяют определять объективную стоимость полиса: «При схеме, предлагаемой депутатами от ЛДПР, эти факторы будет невозможно учесть, а существующая методика окажется бесполезной», уверен страховщик.
Часть участников страхового бизнеса утверждают, что сегодняшняя схема ОСАГО позволяет в ряде случаев уменьшить стоимость полиса, а упрощение оформления приведет к увеличению стоимости договора для большинства клиентов. Чем меньше коэффициентов будет учитываться при расчете стоимости полиса, тем больше риска повышения стоимости полиса. – отметили в страховой компании ВСК.
Более оптимистично настроен директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов: «Возможно, данная инициатива позволит более справедливо распределять финансовую нагрузку на автолюбителей», отметил эксперт, уточнив, что у более опытных и аккуратных водителей будет возможность платить за полис меньше. Возможность без бюрократических сложностей допускать к управлению своего авто другого водителя часть представителей страхового бизнеса считает преимуществом.
Сами водители однозначно «за» нововведения, предложенные на рассмотрение парламенту. Например, на автомобильном форме Drom.ru:
– Я давно этим вопросом задавалась – какая связь между моей ответственностью и моим авто? ну видимо такая же как и между моей медсправкой и техсостоянием моего авто..... неужели? *танцуйю так потихонечку*. не понесут конторы убытку нихера. поднимут тариф и всё.
– Ценник понятно что не уронят, но хотя б не будет заморок – этого вписал, этого выписал, без проблем за руль чужой машины...
– Я однозначно «ЗА». Ибо изрядно претерпел из-за оной (Автогражданки)
– Идея-то верная... но... не... ну а вдруг?
вдруг ВВП таки начнет слышать электорат? и ДАМ наконец начнет что-то делать? а?
– Интересно как страховщики вывернутся на этот раз? обяжут в персональную страховку вписывать мощность и категории авто на которые она выдана?
Автомобилисты также обращают внимание на тот факт, что в жизни возникают ситуации, когда собственник транспортного средства вынужден передать право вождения лицу, не вписанному в страховой полис. Например, такое происходит при совершении так называемой «валет парковки». Не исключена и ситуация, когда собственник транспортного средства по состоянию здоровья просто не может сесть за руль – скажем, в случае инфаркта или инсульта.
Москва, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».