Господство «АвтоВАЗа» в России под серьезной угрозой
На фоне открытия иностранных заводов в России, господство «АвтоВАЗа» находиться под серьезной угрозой, пишет BusinessWeek, анализируя судьбу отечественного автопрома в связи с недавней отставкой председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Владимира Каданникова. «Это событие знаменует конец целой эпохи... Его уход пришелся на период, когда российская автомобильная индустрия пытается конкурировать, противостоя валу машин иностранного производства», – пишет американский еженедельник.
Ничто, кроме «АвтоВАЗа», не может так ярко символизировать сложности, с которыми сталкивается российская автопромышленность. Имея 145 км производственных линий, 100 тысяч рабочих и выпуская около 700 тысяч машин «Лада» в год (это около 70% всего объема производства автомобилей в России), завод в Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире. Несмотря на то, что ВАЗы нередко упрекают в недостаточной надежности, они до сих пор популярны благодаря своей более низкой, по сравнению с зарубежными автомобилями. ВАЗ удерживает 40% внутреннего рынка, и в прошлом году компания получила чистую прибыль в 147 млн. долларов от общего дохода в 5,57 млрд. долларов.
«А теперь плохая новость, – продолжает BusinessWeek. – Если компания не сможет каким-либо образом модернизироваться на фоне наплыва иностранных машин, «АвтоВАЗу» будет все сложнее держаться в седле». «Если «АвтоВАЗ» не сможет привлечь иностранного партнера, который даст новые технологии или новую модель, я не вижу будущего для этой компании», – говорит Наталия Загвоздина, аналитик московского инвестиционного банка «Ренессанс Капитал».
Несмотря на растущий спрос на машины, производство российских моделей в этом году, как ожидается, резко сократится из-за все более нежной любви российских потребителей к иностранным. По данным московского инвестиционного банка «Объединенная Финансовая Группа», объемы производства «АвтоВАЗа» сократятся в текущем году на 4%, а доходы – на 34%. В следующем году «АвтоВАЗ» столкнется с еще более жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые открывают свои заводы в самой России. С 2002 года в Россию пришли Ford, General Motors и Renault, ожидается, что за ними последуют Toyota, Volkswagen и DaimlerChrysler.
Особо американский еженедельник отмечает, что теперь правительство поддерживает зарубежных производителей. «После многих лет защиты местной автомобильной индустрии посредством высоких тарифов в последнее время оно снизило тарифы на ввозимые запчасти с 5-10% до 0-3%. По прогнозам, к 2010 году на долю иностранных производителей в России будет приходиться 900 тысяч автомобилей, тогда как в прошлом году их было 165 тысяч».
В свою очередь, «АвтоВАЗ» делает все, чтобы дать отпор. Но этого может оказаться недостаточно. В этом году была запущена компактная «Лада Калина», в которой есть такие элементы, как антиблокировочная система тормозов, усилитель рулевого управления и кондиционер, – все это было диковинкой в предыдущих российских моделях. «АвтоВАЗ» даже построил совершенно новый завод, оснащенный современным оборудованием, и нанял новых сотрудников для производства «Калины». «Наша компания делает все возможное, чтобы повысить конкурентоспособность нашей продукции», – отмечает начальник управления по маркетингу Александр Бердихин.
Пока «Калина», цена которой составляет около 8 тыс. долларов, находит покупателей. Но многие эксперты автопрома исполнены скепсиса. «Увы, качество все равно оставляет желать лучшего, – говорит Леонид Голованов из «Авторевю», российского автомобильного журнала. – Проблема в том, что эта машина построена на основе старой платформы, со старым двигателем, коробкой передач и так далее».
По словам аналитиков, «АвтоВАЗ» до сих пор хромает из-за неспособности своевременно предлагать рынку новые модели. «Калина» была разработана в начале 1990-х, но ее запуск неоднократно откладывался из-за производственных сложностей. Некоторые эксперты считают, что «АвтоВАЗ» должен задуматься о сборке иностранных марок, хотя эта идея является анафемой для патриотов-управленцев старой школы, гордящихся российскими машинами.
«Вопрос о том, заставит ли уход Каданникова «переключить скорость» развития «АвтоВАЗа», остается открытым. Компания назначит нового руководителя после заседания совета директоров 22 декабря», – напоминает журнал. Аналитики отмечают, что руководство компании расколото на традиционалистов породы Каданникова и молодой, более агрессивный тип. «Они должны сократить количество рабочих на 50%, распустить большую часть управления и начать активно искать иностранного партнера для производства того, что пользуется спросом», – говорит Загвоздина. «Может быть, это непосильное требование. Но без четкого нового видения часы для гордого российского производителя тикают все громче и громче», – подводит итог BusinessWeek.
По материалам Inopressa.ru.
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».