Эксперты: Закрытие сибирского коридора приведет к удорожанию авиаперевозок Европа в ответ может прекратить лизинг и техобслуживание российских компаний
Первой очевидной жертвой санкций ЕС в России стала бюджетная авиакомпания «Добролет», дочернее предприятие «Аэрофлота». Косвенным подтверждением этого можно считать резкое падение курса акций «Аэрофлота» на Московской бирже 5 августа.
Из-за полетов в Крым европейские контрагенты аннулировали действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов «Добролета». С 4 августа авиакомпания прекратила полеты, напоминает «Немецкая волна».
5 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что России необходимо обдумать ответные меры. Ранее в этот день газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на неназванные источники, что одной из ответных мер может стать закрытие воздушного пространства России для транзитных полетов европейских авиакомпаний в Азию. Окончательное решение еще не принято, но какие последствия может иметь санкционная война в воздушном пространстве, если она все-таки начнется? – задается вопросом немецкое издание.
Официальных комментариев от немецких авиакомпаний и ведомств пока нет. Они готовы говорить только по свершившемуся факту. А независимые эксперты уверены, что Москва на такой иррациональный шаг не пойдет, потому что проигравшей стороной неминуемо станут российские авиакомпании и авиапассажиры.
Что потеряют европейские авиалинии, если Россия действительно запретит транзитные полеты в юго-восточную Азию через свое воздушное пространство? Независимый эксперт по авиации Тим ван Беверен считает, что последствия для немецких и европейских авиалиний могут быть существенными. «Им пришлось бы совершать облеты вместо прямого транзита через Сибирь. Пришлось бы снова использовать полярный коридор, а это где-то на полтора часа дольше, и соответственно, больший расход горючего. Иных последствий я не вижу», – говорит Тим ван Беверен.
Директор консалтинговой фирмы Expairtise Хайнрих Гросбонгардт напоминает, что есть еще и южный воздушный коридор. «В первую очередь пострадали бы рейсы в северном направлении, например, в Токио, Пекин или Шанхай. Полет в Пекин по южному коридору где-то на 1200 км дольше, а это почти полтора часа», – подчеркивает Хайнрих Гросбонгардт. Но вот цифра в 1 млрд убытков за три месяца запрета перелетов, которую приводит газета «Ведомости», ссылаясь на опять же неназванные источники, ему представляется абсолютно нереальной.
Тим ван Беверен видит еще одну возможность «облета» возможных санкций. Это крупные международные объединения авиаперевозчиков. Немецкая компания Lufthansa, например, входит в организацию Star Alliance. «Нетрудно себе представить, что европейские компании, подпавшие под санкции, передадут транссибирские маршруты своим азиатским партнерам, имеющим разрешение на транзит, а взамен будут обслуживать другие. Это вполне реально и выполнимо при одном условии: партнеры должны договориться между собой», – отмечает он.
Но транзитные полеты по транссибирскому коридору – это источник чистого дохода для «Аэрофлота». Общая сумма оплаты полетов составляет, по оценкам, 300 млн долларов в год. «Пусть в России подсчитают. Если они намерены сыграть такую роль, то это обернется ущербом для «Аэрофлота». Кроме того, можно предположить, что в ответ Евросоюз может ограничить полеты в Европу и транзит через европейское воздушное пространство для российских авиалиний», – констатирует Тим ван Беверен.
Хайнрих Гросбонгардт считает, что, если ответные меры ЕС будут соразмерными и европейские аэропорты останутся открытыми для российских авиалиний, закрытие одного лишь европейского транзитного коридора для полетов в Америку нанесет российским компаниям серьезный ущерб.
Однако если Москва все-таки пойдет на закрытие транссибирского воздушного коридора, у стран ЕС остается множество инструментов воздействия. Это лизинговые договоры с российскими авиалиниями и, главное, техническое обслуживание российского авиапарка в европейских аэропортах.
«Это еще одно свидетельство того, насколько взаимозависимы сегодня экономики отдельных стран, в том числе и гражданская авиация», – подчеркивает Хайнрих Гросбонгардт. А Тим ван Беверен считает, что, «если разум не возьмет вверх и Москва все-таки закроет воздушное пространство для транзитных полетов в Азию, это катастрофически скажется на российской гражданской авиации и еще больше усилит изоляцию страны».
Москва – Берлин, Станислав Еременко
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».