Минюст «накормит» владельцев штрафстоянок за счет пьяных водителей Владельцам придется заплатить за возврат авто 50 тысяч и стоимость штрафного хранения
Минюст третий год продвигает идею эвакуировать автомобили пьяных водителей на штрафстоянки и возвращать за деньги – за 50 тысяч рублей. Прежние версии законопроекта были отвергнуты Госдумой из-за противоречия нормам Гражданского кодекса. Автовладелец не сможет вернуть машину даже сразу после внесения залога: Минюст обязал предоставлять квитанцию ОВД об уплате банковским переводом, что занимает несколько дней. Все эти дни машина проведет на платной штрафстоянке. В случае отказа внести залог, машину вернут только после оплаты штрафа ГИБДД и опять-таки оплаты стоимости хранения машины на штрафстоянке за весь срок разбирательства.
Министерство юстиции предлагает эвакуировать машины нетрезвых водителей, а также автомобилистов, отказавшихся пройти медицинское освидетельствование. Возврат авто со штрафстоянки будет платным: 50 тысяч рублей залога, плюс оплата принудительных «услуг» эвакуатора и хранения автомобиля.
Поправки к Кодексу об административных правонарушениях, нацеленные на борьбу с нетрезвыми водителями, опубликованы на сайте regulation.gov.ru. Завтра заканчивается общественное обсуждение законопроекта, после чего он будет внесен в Госдуму, сообщает «Коммерсант».
Напомним, сейчас во время проверки на состояние опьянения инспекторы ГИБДД обязаны отстранить водителя от управления машиной, а сам автомобиль задержать (поместив его на штрафстоянку). Но по действующим нормам это возможно лишь «до устранения причины задержания». После освидетельствования за руль машины может сесть другой водитель (например, пассажир или родственник).
Минюст предложил отправлять машину пьяного или отказавшегося от освидетельствования водителя на штрафстоянку. Для ее возвращения нужно будет представить подтверждение уплаты залога в размере максимального штрафа за пьяное вождение. Сейчас максимальный размер штрафа составляет 30 тысяч, Минюст заодно предложил увеличить его до 50 тысяч рублей. Предполагается, что эти деньги водителю придется заплатить до того, как вступит в силу постановление о назначении наказания.
Если водитель откажется это сделать, то автомобиль ему вернут лишь после уплаты штрафа или прекращения административного производства. И водителю придется заплатить за весь срок хранения авто на штрафстоянке.
«В иных случаях транспортное средство будет возвращаться правонарушителю только после уплаты назначенного административного штрафа или прекращения производства по делу об административном правонарушении. При этом расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства будут возмещаться лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства», – цитирует ТАСС пояснение Минюста.
Даже если владелец машины согласится сразу заплатить залог, до рассмотрения его дела, то владельцы штрафных стоянок все равно окажутся в выигрыше. В законопроекте прописано, что залог для «освобождения» авто требуется перевести на счет ОВД, указанного в протоколе о задержании. Это дополнительно увеличит траты автовладельца: банковские перевод может идти несколько дней, и все эти дни машина проведет на платной штрафстоянке.
Неудивительно, что законопроект в автосообществе оценили как коррупционно емкий даже в условиях тотального «самоконтроля» ГИБДД средствами видеофиксации. И рассчитанный на дополнительной обогащение владельцев штрафстоянок – равно как и возврат в столице к платной эвакуации.
«Процедура освидетельствования довольно сложная, многие водители путаются, чем могут воспользоваться гаишники, чтобы задержать автомобиль под залог. Это может стать поводом для вымогательств» – приводит «Ъ» мнение координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова.
«С какой стати водитель должен что-то платить, пока не вступило в силу постановление о назначении административного наказания? Ведь он может обжаловать действия ГИБДД. А что делать, если задержанный под залог автомобиль принадлежит другому лицу?» – спросил инициаторов президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Законопроект об изъятии машин у пьяных водителей несколько лет назад уже вносился на рассмотрение Госдумы, но депутаты его отвергли из-за того, что эта инициатива противоречит нормам Гражданского кодекса. На этот раз, считают в Минюсте, у инициативы больше шансов стать действующим законом. В Минюсте утверждают, что это единственная действенная мера, кроме реального лишения свободы, которая может предупредить вождение в пьяном виде.
В Минюсте отметили, что поправки «направлены на оказание профилактического воздействия на водителей, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения, а также обеспечение выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа».
На этот раз правительственную инициативу поддержала и часть общественников. «Я считаю, что это абсолютно правильные действия, потому что больше внушительные меры абсолютно никак не влияют на определенную категорию водителей, которые противопоставляют себя и службам ДПС, и общественному мнению. Доказать потом, что он был в состоянии алкогольного опьянения или была ситуация, которая не совпадает с описанием при ДТП, будет достаточно сложно. Здесь нужно обязательно это фиксировать на видеокамеры. В целом идея очень своевременная и хорошая» – отметил журналистам руководитель общественного проекта «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
Председатель объединения «Союз пешеходов» Владимир Соколов также уверен, что необходимо принять проект Минюста: «Растет количество пьяных водителей, которые сбивают пешеходов. Есть статистика, которая говорит о том, что растет и количество уехавших с места ДТП. Поэтому это вполне обоснованный шаг. Количество наездов на пешеходов у нас в стране растет. В прошлом году было более 20,5 тысяч пострадавших. Если говорить по Москве, то рост был 19%, 731 наезд за полгода».
«Вариант Минюста лучше, чем ничего. Мы давно предлагали в случае ДТП по вине пьяного водителя с жертвами машину нужно изымать, по суду продавать и деньги отдавать потерпевшей стороне» – заявил зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.
Отметим, что законопроект Минюста содержит и некоторые послабления. Предлагается исключить наказание в виде административного ареста за «пьяное» нахождение за рулем или отказ от медосвидетельствования лицом, не имеющим или лишенным права управления автомобилем, оставив для них лишь административный штраф. Минюст также предложил наделить приставов правом устанавливать для неплательщиков штрафов ГИБДД запрет на «совершение юридически значимых действий органами и организациями в отношении лиц, имеющих задолженность по уплате административных штрафов». Перечень действий, в отношении которых станет возможным введение такого запрета, будет устанавливаться правительством РФ.
Москва, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».