Сочи, Казань и Владивосток лишились «Аэроэкспрессов» После Олимпиады, Универсиады и саммита АТЭС они стали не нужны ни РЖД, ни чиновникам
Сочи, Казань и Владивосток лишились электропоездов, курсировавших между аэропортами и ж/д вокзалами. После завершения имиджевых международных мероприятий, к которым открывались эти маршруты, «Аэроэкспрессы» оказались ненужны ни властям этих городов, ни РЖД. Поводы для отмены «Аэроэкспресссов» в этих городах – практически те же, что и для ликвидации самой РЖД и ее «дочками» пригородных электричек в ряде регионов: транспортная монополия и региональные власти не смогли договориться о стоимости обслуживания этих маршрутов. Причем, как минимум в случае Владивостока, «Аэроэкспресс» сам отказался от субсидий местных властей и регистрации в реестре естественных монополий.
«Аэроэкспресс» объявил о прекращении работы в Казани, Сочи и Владивостоке. Отмена скоростного железнодорожного сообщения между аэропортами и ж/д вокзалами этих городов мотивировано убытками и отсутствием компенсаций от местных властей. Региональные власти парируют, что перевозчик даже не обращался за субсидиями и отказался пройти административные процедуры, необходимые для софинансирования его деятельности из местных бюджетов.
Во Владивостоке «Аэроэкспресс» начал работать к саммиту АТЭС-2012, в Казани – перед Универсиадой 2013 года, в Сочи – в 2013 году, перед Олимпийскими играми.
«Несмотря на федеральный статус обоих проектов, вопрос о компенсации понесенных убытков в этих регионах так и не был решен. Только за 2014 г. по Владивостоку (они – ИФ) составили около 130 млн руб., по Казани – около 62 миллионов рублей. Компенсации и дотаций от региональных властей во Владивостоке мы так и не получили, в Казани нам компенсировали 50%. Текущие макроэкономические условия и тот факт, что 5 января повысилась стоимость использования инфраструктуры для нашей компании, не оставляют нам иного варианта, кроме как прекратить деятельность в этих регионах», – приводит «Интерфакс» заявление исполнительного директора «Аэроэкспресса» Алексея Сорокина.
Руководство Татарстана компенсировало только 50%, а власти Приморья вовсе отказались от выплат – также отметил Сорокин. Дополнительным поводом для отказа стала отмена льготы по оплате за использование инфраструктуры: с 5 января компания полностью оплачивает тариф РЖД, а не 0,01%, как ранее. Из-за этого «Аэроэкспресс» уже поднял тариф на проезд до аэропортов Москвы с 400 до 450 рублей, напоминают «Ведомости». «Аэроэкспрессы» в регионах создавались под конкретные мероприятия, а платежеспособный спрос в регионах на такую услугу слабый. Для сравнения: стандартный тариф на проезд в «Аэроэкспрессе» в Казани и Владивостоке – 200 руб., а билет на автобус – 30 и 60 руб. соответственно, замечают эксперты издания.
Региональные власти городов, которые покидает «Аэроэкспресс», не согласились с формулировками перевозчика. Представитель Минтранспорта Татарстана ответила на обвинение в том, что «Аэроэкспресс» получил только половину компенсации. «Татарстан «выплатил все суммы, которые предполагал договор...Возможно, они не рассчитывали, что будет такой низкий пассажиропоток» – цитирует «Коммерсант» пресс-секретаря республиканского Минтранса.
Приморские власти объявили, что компания «Аэроэкспресс» сама отказалась от компенсаций и дальнейшего сотрудничества. «Компания «Аэроэкспресс» во Владивостоке могла претендовать на получение субсидии из краевого бюджета. Однако руководство компании не предприняло для этого никаких шагов. Для того, чтобы претендовать на компенсацию убытков, «Аэроэкспрессу» необходимо было стать добровольным участником регулируемого рынка, то есть подать документы в ФАС на включение компании в реестр естественных монополий» – приводит ПРАЙМ слова первого вице-губернатора края Василия Усольцева.
Если бы перевозчик прошел все административные процедуры, то смог был установить свой тариф, при котором перевозки стали окупаемыми и согласовать его с департаментом по тарифам Приморского края. «Администрация региона в таком случае компенсировала бы «Аэроэкспрессу» так называемые выпадающие доходы» – обещал вице-губернатор Усольцев.
Региональные власти не собираются отказываться от железнодорожного сообщения с аэропортами. Чиновники собираются заключить или уже заключили соглашения с альтернативными перевозчиками, им отойдет прежняя инфраструктура. С 1 февраля перевозки в Казани будет осуществлять ОАО «Содружество» (49,33% уставного капитала принадлежит РЖД, по 25,33% – у правительства Удмуртии и Татарстана). «Содружество» с 2011 года обслуживает пригородные железнодорожные маршруты республики, а также восьми соседних регионов (Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия, Башкирия, а Пермский край, Кировская и Свердловская области).
В Приморье чиновники также ведут переговоры с местной «дочкой» РЖД, осуществляющей пригородные перевозки: ОАО «Экспресс Приморья».
Отметим, что эти решения региональных властей не снимают проблему взаимодействия регионов с «дочками» РЖД в части пригородного сообщения. Напомним, в этом году РЖД ликвидирует 300 маршрутов электричек в 39 регионах, причем в части областей отменены или будут отменены все электрички. Больше всего пострадают дачники жители поселков и малых городов, которые ездят на работу в региональные центры. И жители тех поселков, которые в советское время строились специально для обеспечения работы железной дороги. Ко многим таким населенным пунктам не подведены другие пути сообщения, кроме ж/д.
В транспортной монополии вину за это возложили на региональные власти, которые отказываются компенсировать РЖД стоимость проезда. Главы регионов указывают РЖД на завышенные требования: «дочки» РЖД требуют от регионов 500-1000% компенсации стоимости проезда. Также регионалы говорят о непрозрачности экономики РЖД. Во многих регионах в этом году уже состоялись акции протеста и еще больше запланировано.
Москва – Владивосток, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».