AMP18+

Транспорт

/

Автомобильный рынок в России сократился на треть Иностранные производители массово увольняют сотрудников

Продажи автомобилей в России за первый месяц нового года упали почти на треть. Автоконцерны, чье производство локализовано в РФ, объявили о приостановке конвейеров и начали увольнять сотрудников. Эксперты предрекают дальнейшее сокращение рынка в худшем случае до 35%, а на восстановление прежних показателей потребуется не менее пяти лет. Некоторые автомобильные бренды и вовсе могут надолго уйти из России, не поможет даже поддержка правительства по стимулированию спроса.

По данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), которые приводит «Независимая газета», в прошлом году на российском рынке было продано всего 2,34 млн легковых автомобилей, что на 10% меньше, чем в 2013 году. «Существенное влияние на авторынок оказывали геополитическая ситуация, ослабление рубля, повышение цен и ставка по автокредитам», – сообщает специалист по авторынку PwC Сергей Литвиненко.

Вместе с тем, рост стоимости автомобилей уже негативно сказался на динамике рынка. Цены по отдельным брендам выросли более чем на 50% за последние полгода, что незамедлительно сказалось на объемах продаж и производства. Так на калужском автопредприятии «ПСМА Рус», выпускающем автомобили марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi, с 23 февраля по 8 марта отправили сотрудников в принудительный корпоративный отпуск. Завод Volvo приостановил производство грузовиков и объявил о сокращении трети работников. Останавливает конвейер и General Motors, при этом осенью прошлого года штатная численность завода была сокращена на четверть.

Напомним, в середине января Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) пообещала российскому автомобильному рынку оглушительный обвал продаж сразу на 24% – до 1,9 млн единиц. По итогам первого месяца года аналитики АЕБ отметили, что падение составило более 37 тысяч штук. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно», – прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Кроме того, снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов. В зоне риска окажутся автопроизводители со сравнительно небольшим объемом продаж в России. Выживут те, кто сможет предложить свежие модели при умеренном росте цен, что возможно в условиях высокого уровня локализации производства бренда на территории РФ. «В условиях рецессии потребители все чаще будут экономить, а значит, обеспечить приемлемую стоимость продукции смогут бренды, которые добьются максимальной локализации», – уверяет аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко.

В то же время российские автопредприятия сейчас имеют прекрасную возможность в ближайшие годы увеличить свою долю на рынке, говорит Литвиненко. Впрочем, стоит учесть, что росавтопром держится лишь за счет экспорта в СНГ, в частности, в Казахстан, где за счет курсов тенге и рубля к доллару российские машины оказались значительно дешевле.

Как ранее сообщал NDNews, замминистра по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау предложил ограничить поставки в Казахстан российских автомобилей. Казахские автодилеры серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в декабре, когда на фоне падения курса рубля в Казахстан хлынул поток дешевых автомобилей из России. В конце 2014 года российские дилеры констатировали масштабные закупки автомобилей в целом из стран СНГ. Резко возросший импорт угрожает сборочным проектам в Казахстане – на мощностях «Азия Авто» в Усть-Каменогорске выпускаются Skoda, Chevrolet, KIA и Lada 4x4. А на СарыаркаАвтоПром производят SsangYong и Iveco, а также внедорожник Toyota Fortuner. Пока речь идет об ограничении «серых» продаж, а не официальных поставок заводов, которые могут влиять на конечные цены. Астана рассматривала различные варианты от лицензирования поставщиков машин и внесения особых отметок в техдокументацию автомобилей, о том, что они пришли от официального поставщика, до введения прямой квоты на поставки, в том числе официальные.

Эксперты PwC считают, что о восстановлении прежних показателей российского авторынка можно будет говорить не ранее, чем через пять лет, в том случае, если правительство озаботиться поддержкой отечественного автопрома. В частности, речь идет о продлении программы утилизации «автохлама», а также возобновлении программы льготного автокредитования или содействия банков, работающих с автокредитами.

Москва, Зоя Осколкова

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Северо-Запад, Поволжье, Сибирь, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Экономика, Финансовый кризис,