Господдержка потеряла эффективность для российского автопрома Результаты программы утилизации оказались в 10 раз меньше расчетных
Кризисный рост цен на автомобили нивелировал госпрограммы по поддержке российского автопрома. 10 миллиардов рублей, выделенных на программу утилизации, должны были обеспечить в начале года продажи 170 тысяч автомобилей. Вместо этого было продано в 10 раз меньше: 16 тысяч авто. Теперь скидка за утилизацию составляет не больше 5% цены авто, особенно бонусы стали незаметны для локализованных иномарок.
По данным Минпромторга с начала года по 22 февраля на утилизационные продажи пришлось всего 16 тыс. машин; в программе участвовали 15 автопроизводителей. при сдаче старых автомобилей в утиль продано 59,9% машин, через trade-in – 40,1%. Всего в январе по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, в январе реализовано 115,300 легковых авто и LCV (падение на 24%). Доля продаж по госпрограмме составила лишь 14%, сообщает «Коммерсант».
Программа утилизации была запущена в сентябре 2014 года, в ней участвуют легковые машины, LCV и грузовики российской сборки. Скидки составляют от 40 до 350 тысяч рублей. С сентября по декабрь государство потратило на программу 12,9 млрд рублей, благодаря чему было продано около 200 тысяч машин, или в среднем по 50 тысяч машин в месяц. На продолжение программы в первом квартале выделено 10 млрд рублей. За эти вложения Минпромторг рассчитывал на продажи около 170 тысяч машин.
Катастрофические результаты (в 10 раз меньше расчетных) вызваны ростом кредитных ставок и цен на машины: на середину января по ряду брендов – до 50%, в среднем – 15-20%. также среди причин участники рынка называют задержку реализации программы отдельными автопроизводителями. Например, Ford и GM-АвтоВАЗ запустили программу 2015 года только с начала февраля.
Провал программы первого квартала 2015 года не смутил правительство. По-прежнему антикризисные меры предусматривают вложение в отрасль еще 10 миллиардов рублей в о втором квартале. Однако, по данным «Ъ», несмотря на заверения ведомства, что программа остается эффективной, уже обсуждается возможность ее сокращения.
Ни дилеры, ни автоконцерны не хотят отмены программы. В «Соллерсе» и группе ГАЗ называют утилизацию единственным стимулирующим инструментом поддержания продаж. «утилизация все равно остается основным эффективным инструментом» – считает президент ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попов. по его мнению, программу следует усовершенствовать: проиндексировать скидки, привлечь к участию новые марки и сделать ставку на trade-in. повысить эффективность программы могло бы увеличение скидки в 1,5-2 раза.
На «АвтоВАЗе» считают, что вернуть эффективность программе утилизации можно, запустив параллельно программу льготного автокредитования. в среду на совещании в Минпромторге Ассоциация российских автодилеров предложила субсидировать 2/3 процентной ставки, ограничив банки в возможности повышения ставок. Но Минпромторг неоднократно заявлял о том, что в текущих условиях мера неэффективна. Кроме того, многие участники рынка сходятся во мнении, что запуск двух льготных программ при бюджетной экономии сложно реализуем.
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».