Российских пилотов сделают ответственными за качество авиакеросина Госорганы отказались от проверок и сертификации авиатоплива
Госорганы отказались от проверок качества авиатоплива. Ответственность за эту составляющую безопасности полетов ложится на авиаперевозчиков, в том числе на командиров экипажей воздушных судов. При этом перенос ответственности на перевозчиков не предполагает обязательного наличия лаборатории, отслеживающей качество топлива. Новые правила вступают в силу на этой неделе, но участники рынка до сих пор не понимают – как и кому контролировать заправку самолета.
В воскресенье вступают в силу поправки к Воздушному кодексу РФ, предусматривающие серьезные изменения в системе обязательной сертификации топливообеспечения воздушных судов. Они предполагают, что больше не потребуется сертификация аэропортов и аэропортовых видов деятельности, сообщает «Коммерсант».
По новым правилам, авиакомпании, а также организации техобслуживания самолетов смогут работать при наличии документа, подтверждающего их соответствие федеральным авиационным правилам (ФАП). Порядок получения документа должен установить Минтранс – поправки предусматривают введение новых требований в ФАП. При этом Минтранс до сих пор не разработал новые правила. Без них авиаперевозчики не могут понять – кто будет контролировать заправку самолета, тем более, что аэропорты и перевозчики могут не иметь своих лабораторий, отслеживающих качество топлива и даже не требуется само наличие технической возможности проверки состава авиакеросина.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила министру транспорта Максиму Соколову письмо попросив разъяснить, как авиакомпаниям работать дальше. В письме АЭВТ говорится, что эксперты авиакомпаний и представители ряда крупных ТЗК уже провели совещание о бесперебойном топливном обеспечении полетов в условиях вступления поправок в закон. Для безопасной деятельности игроков авиарынка АЭВТ просит главу Минтранса в сжатые сроки объяснить юридически, как следует выполнять требования действующих правил до тех пор, пока в них не внесут изменения или не отменят.
При этом сама Росавиация хотела бы получить разъяснения по новой ситуации. В итоге остается открытым вопрос о том, как будет работать рынок после 19 июля (даты вступления в силу поправок к Воздушному кодексу РФ).
С 2000 года качество авиатоплива отслеживали структуры по контролю за деятельностью авиапредприятий. ТЗК должны были иметь два сертификата: на саму услугу заправки и на лабораторию. Трехгодичный сертификат выдают контролирующие органы. Сейчас эту роль выполняет Росавиация.
В Минтрансе считают, что действующие правила, устанавливающие требования, в том числе топливообеспечения, не могут утратить свою силу автоматически. Однако обещают, что в ближайшее время министерство вынесет на общественное обсуждение новые, «более подробные» правила наземного обслуживания и не произойдет хотя бы временного отказа от госрегулирования в критическом для безопасности вопросе.
Сами представители авиаперевозчиков заверяют, что новый закон не скажется на качестве топлива: крупные авиакомпании работают напрямую с производителями топлива и смогут в дальнейшем требовать сертификаты соответствия топлива ГОСТу, все двигатели сертифицированы под определенный вид топлива. Больше всего перевозчиков волнует вопрос о новой степени их ответственности за безопасность полетов в части качества топлива. По данным авиакомпаний, которые приводит «Ъ», командиров воздушных судов хотят обязать перед каждым полетом подписывать документ об отсутствии претензий к качеству топлива. При этом командир экипажа не имеет даже технической возможности провести проверку качества авиакеросина в той степени, чтобы взять на себя за это ответственность.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»