Переговоры о судьбе «Трансаэро» закончились решением о банкротстве Туроператоры не знают, кто выполнит взятые на себя перевозчиком обязательства
В Москве состоялись переговоры о судьбе авиакомпании «Трансаэро». Все участники заседания признали банкротство единственно возможным вариантом решения проблемы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. «Фактически только одно возможное решение остается. Другого нет», – сказал источник в финансово-экономическом блоке правительства. При этом, он добавил, что решения должны утверждаться на политическом уровне, потому в четверг состоится совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Другой собеседник агентства назвал три причины, по которым «Трансаэро» не сможет избежать банкротства. Прежде всего, проблема в том, что акционеры авиаперевозчика так и не смогли консолидировать 75%+1 акций. Во-вторых, кредиторы «Трансаэро» не согласились на предложенную Сбербанком модель реструктуризации долга. Третья причина – отказ Минфина предоставить 85 млрд рублей госгарантий для реструктуризации долгов «Трансаэро».
«Аэрофлот» также считает банкротство основным вариантом разрешения ситуации с «Трансаэро». В этом сценарии госкомпания видит две ключевые развилки: либо оно проходит под управлением «Аэрофлота», либо «Аэрофлот» «уходит в сторону» и лишь обеспечивает перевозку всех пассажиров «Трансаэро», не участвуя в ее дальнейшей корпоративной судьбе, рассказал «Интерфаксу» осведомленный источник, добавив, что во втором варианте «Аэрофлот» компенсирует понесенные на перевозку пассажиров «Трансаэро» затраты увеличением своей доли на рынке после ухода второго по величине игрока.
В четверг ситуацию с «Трансаэро» сначала обсудит совет директоров «Аэрофлота», а затем пройдет совещание в правительстве, где должно быть принято окончательное решение. Банки выступают против сценария банкротства, «Аэрофлот» же считает, что они должны были лучше просчитывать риски, когда кредитовали компанию с крайне рискованной стратегией. Общий банковский долг на конец первого полугодия составлял 67,5 млрд рублей
Весьма напряженна обстановка в связи с вероятным банкротством авиаперевозчика возникли на рынке туристических услуг. Туроператоры опасаются остановки деятельности «Трансаэро», отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. По ее словам, туроператоры ждали остановки деятельности компании в ночь с 29 на 30 сентября. Теперь обсуждается вопрос прекращения перевозок в ночью 2 октября.
«Прежде предполагалось, что «Трансаэро» долетает как минимум до зимы, и все обязательства перед пассажирами будут выполнены. Эта информация до сих пор размещена на сайте авиакомпании. Весь сентябрь на ее рейсы продавались билеты. В среду туроператоры получили распоряжение «Аэрофлота» выписывать билеты «Трансаэро» только на сутки вперед. Собственно, сама система бронирования компании сейчас позволяет выписать билеты на рейсы не позже 2 октября», – подчеркнула Тюрина.
Она также отметила, что по данным «Турпомощи», четыре туроператора – основные заказчики рейсов – продали более 108 тысяч мест на рейсы авиакомпании. «Больше всего (около 100 тыс.) – компания «Библио Глобус». В основном, глубина продаж не превышает 15 октября, за исключением «Библио Глобуса», у которого есть продажи и на новогодние каникулы», – отметила Тюрина.
По ее словам, 30 сентября на отдыхе находились 112-118 тысяч туристов, отправившихся на курорты рейсами «Трансаэро». Около трети из них отдыхают на курортах юга России, но им тоже надо как-то возвращаться. «НТК Интурист» в период с 1 по 10 октября должен вывезти из Турции более 10 тысяч человек. Клиенты Coral Travel и «Натали Турс» тоже улетели на отдых рейсами «Трансаэро», – рассказала «Интерфаксу» пресс-секретарь.
Тюрина сообщила, что во властных структурах сейчас активно обсуждается, кому предстоит возвращать туристов домой, если «Трансаэро» прекратит все полеты. «На совещании в Росавиации 29 сентября в присутствии представителей руководства туристической отрасли и турбизнеса всерьез обсуждалась возможность использовать для возвращения туристов средства «Турпомощи». Но по закону «Турпомощь» должна эвакуировать российских граждан, только если свои обязательства перед ними не может исполнить туроператор. А в данном случае все рейсы оплачены, у пассажиров есть обратные билеты. Значит, вывозить их должна либо сама авиакомпания «Трансаэро», либо другой перевозчик, которого назовут авиационные власти», – подчеркнула Тюрина.
В среду против использования средств «Турпомощи» для вывоза туристов выступил глава Ростуризма Олег Сафонов. По его словам, нынешняя ситуация на туристическом рынке отличается от прошлогодней, когда тысячи российских туристов пострадали из-за финансовой несостоятельности туроператоров. Он считает необходимым выполнение всех полетных программ «Трансаэро», оплаченных туроператорами. «Наша задача – донести до авиационных властей, что туроператоры – не просто кредиторы авиакомпании. За ними стоят тысячи туристов», – заявил глава Ростуризма.
Как писал «Новый День», сегодня, 1 октября, глава Сбербанка Герман Греф назвал спасение авиакомпании «Трансаэро», не сумевшей справиться с высокой долговой нагрузкой на фоне стагнации рынка пассажирских перевозок, маловероятным. «Скорее всего, компанию уже не спасти», – сказал Греф, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе «Трансаэро».
Правительство РФ в сентябре решило спасти авиакомпанию «Трансаэро», близкую к банкротству из-за долгов, консолидировав и передав 75% плюс 1 акцию «Аэрофлоту». Однако сроки консолидации пакета были сорваны. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов накануне заявил, что план действий по проблемной авиакомпании будет изменен и не исключил вариант банкротства авиаперевозчика.
Сбербанк – один из основных кредиторов «Трансаэро» и является финансовым консультантом по санации авиакомпании. Кредиторами «Трансаэро» на начало года, согласно отчетности компании, также были Газпромбанк, Альфа-банк, ВТБ, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, АКБ «Международный финансовый клуб», МТС-банк, Россельхозбанк, банк «ФК Открытие».
Москва, Иван Гридин
© 2015, РИА «Новый День»