«Когалымавиа» хочет спастись от банкротства и политических санкций компенсацией от Египта
Авиакомпания «Когалымавиа», чей борт был взорван 31 октября в небе над Синайским полуостровом, хочет добиться от Египта компенсации за теракт, который повлек отмену рейсов в эту страну и значительные финансовые потери перевозчиков. За несколько дней до объявления о финансовых претензиях к властям Египта «Когалымавиа» остановила полеты. У этого решения может быть и политическая подоплека – номинальные владельцы перевозчика – турки, а кроме «Когалымавиа» в холдинг входят многочисленные турецкие предприятия, работающие в сфере турбизнеса, строительства, судостроения.
Авиакомпания рассчитывает на внесудебное урегулирование «египетского вопроса». «Для меня очень важна не только экономическая составляющая вопроса, но и политическая. Египет – партнер России во многих сферах, это отношения, которые выстраивались десятилетиями, мы это уважаем и до последнего будем стараться договориться о компенсации без судебных шагов» – приводит Forbes цитату из интервью с Исмаилом Лепиевым, владельцем холдинга, в который входит «Когалымкавиа».
Официально претензии будут выставлены египетским властям после оглашения Каиром результатов расследования причин авиакатастрофы.
Напомним, после крушения самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» российские власти запретили полеты в Египет. После того как турецкие ВВС сбили российский Су-24, запрещены и продажи туров в Турцию. «Когалымавиа» специализировалась именно на этих двух направлениях. В связи с этим 6 декабря стало известно, что авиаперевозчик приостановил полеты. Представители компании сообщили газете «Ведомости», что весь летный состав был отправлен в оплачиваемый отпуск. Когда могут быть возобновлены полеты, в компании не уточнили. В московском аэропорту «Домодедово» сообщили, что последний рейс от них «Когалымавиа» выполнила еще 20 ноября.
После теракта в Египте в парке «Когалымавиа» осталось четыре Airbus 321. Из них рабочих два: еще один самолет ремонтируется после того, как он был поврежден в аэропорту «Пулково». Четвертый был поставлен на техническое обследование в Стамбуле еще до катастрофы 31 октября и сейчас находится там.
В Ассоциации туроператоров России пояснили, что из-за закрытия самых популярных направлений чартерным перевозчикам стало некуда летать. Выход из этой ситуации есть только у авиакомпаний, у которых есть дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты. Такие перевозчики могут переключиться на дальние направления, как Индия и Таиланд. В Европу далеко не все компании могут получить допуски. У «Когалымавиа» в парке практически нет машин для дальних перелетов.
Одним из мотивов приостановки деятельности «Когалымавиа» может быть политический. Перевозчик занимается чартерными перевозками под брендом Metrojet и входит в туристический холдинг Tourism Holding&Consulting. Авиакомпанией полностью владеет «Западная авиационная инвестиционная компания», которая принадлежит турецкому бизнесмену Хамиту Джанкуту Багане (44,44%: он владеет турецкой авиакомпанией Onur Air, Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову (по 27,78%), уточняет Forbes. Заодно холдингу принадлежат отели в Турции, турецкая яхтенная верфь, строительные компании и другие малоазиатские предприятия.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»