«И я по шпалам, опять по шпалам»: регионы могут снова остаться без электричек Нет денег – нет поезда
Жители ряда регионов России могут снова оказаться отрезанными от внешнего мира из-за отмены пригородного железнодорожного сообщения. Местные власти заключили договоры с железнодорожниками только до конца первого квартала 2016 года.
Как сообщает Газета.Ру, десять субъектов не смогли пока договориться с пригородными компаниями по вопросу размера компенсаций выпадающих доходов перевозчиков из региональных бюджетов. Среди них Архангельская, Костромская, Ивановская, Ярославская, Омская, Иркутская и Вологодская области, республики Марий Эл и Башкирия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
На срок от шести месяцев до года заключены договоры с Башкирией (по сентябрь 2016 года), Марий Эл (по октябрь) и Ханты-Мансийским автономным округом (по октябрь 2016 года). В конце июня истекают сроки договоров на пригородное железнодорожное обслуживание населения с четырьмя регионами – Ивановской, Иркутской, Ярославской и Вологодской областями.
Самая тревожная ситуация складывается в трех регионах, которые заключили договоры только по март текущего года, – это Архангельская, Костромская и Омская области.
Причина проблем обычная – недостаточный объем финансирования перевозок из региональных бюджетов. При этом в некоторых регионах железная дорога является единственным доступным видом транспорта между населенными пунктами. Так, в Архангельской области добраться из областного центра до Пинежского района круглый год можно только поездом, как и на участке Малошуйка – Онега. В Костромской области поезд является наиболее удобным видом транспорта для жителей северо-восточных районов области.
Регионы оказались в патовой ситуации: компенсировать тариф из бюджета нет возможности, переложить траты на плечи населения не разрешают федеральные власти. Впрочем, массовых отмен электричек, с которым россияне столкнулись на рубеже 2014-15 годов, пока не зафиксировано. Региональные власти продолжают переговоры с перевозочными компаниями и РЖД о размере субсидий из местных бюджетов. «Договор заключен пока только на первый квартал, потому что бюджет фактически еще формируется. В рабочем порядке, естественно, будем рассматривать продление договора до конца года. Пока что на сколько можем, на столько и заключаем», – пояснил замглавы департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Отметим, что ранее регионы неоднократно жаловались на то, что Пригородные пассажирские компании (ППК) устанавливают «непрозрачный тариф» и завышают стоимость перевозки. Как отмечается в программе развития транспортного сообщения в Архангельской области на 2014--2020 годы, если размер ежегодных субсидий из областного бюджета пять лет назад, когда перевозкой занималась РЖД, составлял 48,5 млн руб., то по заявке Северной ППК (на 99% принадлежит РЖД, 1% – АНО «Центр Желдорреформа») на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок в 2012 году необходимо было предусмотреть в областном бюджете 261,3 млн руб., в 2013 году по итогам работы за девять месяцев – 229,7 млн руб., в 2014 году – 367,8 млн руб.
Напомним, осенью 2015 года стало известно, что правительство РФ не намерено продлевать действие нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для ППК. Льготную ставку могут отменить с 2017 года. Как подчеркивали в кабмине, меру изначально рассматривали в качестве временной.
Льготный НДС для ППК стал экстренной мерой, после того как в начале 2015 года в российских регионах стали отменять электрички. Еще одной мерой стало снижение льготного коэффициента к инфраструктурному тарифу с 25 до 1%. В итоге электрички запускал «в ручном режиме» президент РФ Владимир Путин. 4 февраля прошлого года она устроил форменную выволочку министрам из-за повально отменяемых в регионах электричек. Путин даже поставил ультиматум: «Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Послушайте, это просто даже… это несерьезный подход к делу. Это же касается там тысяч людей. Это касается производств – люди едут на работу, либо не едут туда. Это то же самое, что отключить отопительное оборудование в детских садах или школах, или отключить водоснабжение в больницах. Однозначно можно сказать одно – это недопустимо!».
В ответ руководство РЖД с поразительной быстротой заявило, что готово вернуть пригородный транспорт. Но в компании оговорились, что это может быть сделано только по согласованию с властями каждого субъекта РФ. Не исключено, что в этом году «главным железнодорожником» страны снова станет Путин и электрички опять придется запускать «в ручном режиме».
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»