AMP18+

Транспорт

/

В Госдуму внесен закон о залоге на автомобиль для пьяных водителей За возврат машины назначили цену в 30 тыс. рублей

Правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий новый вид наказания за вождение в пьяном виде и отказ от медицинского освидетельствования. Закон предполагает задержание авто под залог 30 тыс. руб. еще до решения суда, который должен лишить нарушителя прав и назначить штраф. Поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) готовились Минюстом в течение года, пишет «Коммерсантъ».

По данным ГИБДД, в 2015 году за повторное пьяное вождение и отказ от проверки на трезвость было задержано 32,1 тыс. водителей, из них 435 были пойманы в пьяном виде пять и более раз. Идея МВД и Минюста заключается в том, чтобы исключить возможность пользоваться задержанной машиной до тех пор, пока не будет оплачен залог в 30 тыс. руб. Машину пьяного водителя в любом случае сначала увезут на штрафстоянку, а чтобы вернуть ее, нужно будет оплатить эвакуацию (по тарифам субъекта федерации; в Москве это 3-7 тыс. руб. в зависимости от мощности авто) и залог. Реквизиты для перевода денег будут указаны в протоколе. В качестве подтверждения уплаты полиции нужно предоставить платежный документ. Внести залог и вернуть машину можно будет в тот же день. Впоследствии эти 30 тыс. рублей будут зачтены в качестве штрафа, который назначит суд за пьяное вождение. Если же судья принял решение в пользу водителя, залог возвращается.

Предложенная схема – по сути, альтернатива конфискации автомобиля, которая обсуждалась депутатами Госдумы в 2012-2014 годах в качестве борьбы с пьянством за рулем. Тогда был даже разработан соответствующий законопроект, однако от него отказались, поскольку конфискация машин у пьяных противоречит Гражданскому кодексу.

Новая мера, пояснили в правительстве, не только «окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению в состоянии опьянения», но и повысит платежную дисциплину. За два с половиной года существования штрафа за «пьянку» водителям по решению суда было назначено 1,3 млн взысканий на сумму 40,9 млрд руб., однако оплачено из них только 13 млрд руб., то есть 32%.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков правительственный законопроект поддержал: «Чем больше головной боли для пьяных, тем больше будет мотивации не пить за рулем». Приветствовали идею и в департаменте транспорта Москвы: «Транспортный комплекс будет готов к реализации этих мер».

Однако независимые эксперты документ раскритиковали. «Человек еще не признан виновным, а деньги с него уже берут,– говорит президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.– Аргументация Минюста совершенно не состоятельна. Что значит «пьяный водитель может передать управление другому лицу»? Предположение не может быть основанием для ограничения гражданина в правах». Адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что инспекторы ГИБДД получат дополнительный способ вымогать взятку: «Сейчас они давят на водителя, напоминая ему о лишении прав, необходимости платить за эвакуацию, теперь к этому добавится и залог».

Сегодня, если водитель пьян или отказался от проверки на алкотестере, его отстраняют от управления, а автомобиль помещают на штрафстоянку. Дальнейшую судьбу нарушителя определяет суд, который назначает срок лишения прав (до двух лет). В КоАП сказано, что автомобиль задерживается «до устранения причины задержания», то есть до отстранения пьяного гражданина от управления машиной. Это значит, вместо него за руль может сесть родственник или знакомый (если они вписаны в ОСАГО) – тогда машину не увозят на эвакуаторе. Впрочем, уехав с места общения с инспектором, нетрезвый гражданин может снова сесть за руль, что часто и происходит.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Транспорт, Финансы, Экономика,