«Опасное вождение» уточнили в ГИБДД Ведомство подробно расписало «симптомы» агрессивного автолюбителя
ГИБДД уточнила термин «опасное вождение», который ранее предлагалось внести в ПДД. К «опасному вождению» гаишники причисляют резкие перестроения, обгоны и торможения, несоблюдение безопасной дистанции, то есть действия, «создающие угрозу гибели других водителей и людей на дороге». Нарушителей Госавтоинспекция сможет штрафовать или лишать прав, пишет «Коммерсантъ». Однако эксперты неоднозначно оценивают трактовку ГИБДД, указывая в том числе на коррупционность предлагаемых формулировок.
Поправки к ПДД касательно «опасного вождения» ГИБДД и общественники разрабатывают с 2015 года. Цель нововведений – «осадить» агрессивных водителей, создающих опасные ситуации на дороге. В качестве санкций за опасную езду обсуждаются варианты от штрафа 5 тыс. руб. до лишения прав и уголовной ответственности.
Госавтоинспекция вышла со своей трактовкой термина «опасное вождение». Под этим предлагается понимать «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий». В частности, речь идет о невыполнении требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (при перестроении из полосы в полосу); перестроении при интенсивном движении при всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Также сюда относятся несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Такие маневры, считают в ГИБДД, могут спровоцировать «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Первоначальная редакция термина, представленная в 2015 году, была лаконичнее: в перечень тогда попал отказ уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. В правительстве этот вариант сочли чересчур сложным, были проведены общественные слушания, по итогам которых Госавтоинспекция доработала проект определения. Сейчас он направлен в правительство РФ, где его оформят в виде поправок к ПДД.
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре отметила, что новая формулировка «охватывает широкий спектр нарушений, при этом одним из ключевых элементов является факт их неоднократности». «Ведь однократное действие может быть связано с ошибкой. Очень важно, чтобы данная формулировка была донесена до участников движения, были выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения. Это позволит избежать двоякости толкования и, как следствие, конфликтных ситуаций и недоразумений», – подчеркнула эксперт.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков также поддержал предложенный ГИБДД вариант: «Чем подробнее будет, тем лучше». Редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов считает, что «с одной стороны, чтобы избежать злоупотреблений, мы не можем отказаться от конкретных нарушений в описании термина, с другой – дублировать имеющиеся положения ПДД в термине «опасное вождение» неправильно».
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также указывает, что за отдельные нарушения штраф уже предусмотрен – например, за отказ уступить дорогу машине с преимущественным правом проезда (ст. 12.17 КоАП; штраф – 500 руб.). Также его смутили формулировки «несоблюдение безопасной дистанции» и «необоснованное резкое торможение». «Для современных машин с хорошими тормозами – это 8 м, для старых «Жигулей» – 28 м,– говорит он.– Кто и как будет определять обоснованность торможения?" Кроме того, по его словам, угроза гибели или ранения людей сама по себе «не может образовывать состав административного правонарушения»: «В итоге под опасную езду можно будет подвести даже объезд ямки».
«Проблема в том, что гаишники будут сами решать, как трактовать то или иное нарушение,– сказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.– Вот человек не уступает дорогу скорой помощи. Инспектор может это расценить, как нарушение на 500 руб., а может – как опасную езду с лишением прав. Все это приведет к росту коррупции».
Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев также счел трактовку ГИБДД «слишком громоздкой»: «Не надо прописывать все до мелочей, все равно решение о наказании будет принимать суд. Надо сделать так, чтобы статья КоАП «Хулиганство» распространялась и на дорожные маневры. А от субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге».
Москва, Полина Николаева
© 2016, РИА «Новый День»