AMP18+

Транспорт

/

«АвтоВАЗ» провалил экспорт и поссорился с дистрибьюторами Разорваны отношения с десятком из зарубежных импортеров, часть компаний уже обратились в суд

«АвтоВАЗ» в прошлом году не только провалил экспорт в максимально благоприятных для зарубежных продаж условиях, но и умудрился испортить отношения с ключевыми зарубежными импортерами. С десятком партнеров были расторгнуты отношения, и первый из них уже подал иск к «АвтоВАЗу». Ливанская Gimex S.A.L. требует от АвтоВАЗа 109,3 млн рублей компенсации за убытки и упущенную выгоду. Иск рассматривается судом Бейрута.

Gimex – бывший импортер Lada в Ливане, с которым «АвтоВАЗ» работал с 2013 года, сообщает РБК, ссылаясь на источники из числа бывших и нынешних сотрудников завода. Контракт с ливанской компанией был разорван в середине прошлого года в результате реструктуризации всей дистрибьюторской сети тольяттинского автопроизводителя. Статуса импортера тогда лишились 10 из 15 партнеров «АвтоВАЗа» в разных странах. В руководстве концерна решили, что действия этих дистрибьюторов наносят ущерб имиджу российского автоконцерна. Они перепродавали автомобили третьим странам, в результате чего владельцы купленных машин остались без возможности последующего гарантийного обслуживания и приобретения автозапчастей.

После разрыва контракта Gimex, вероятно, решил взыскать с АвтоВАЗа потерю прибыли, которую бы он получил, оставаясь в статусе дистрибьютора до окончания контракта. В России претензии такого рода доказать не просто, но в Ливане у местной компании могут быть шансы на успешный исход дела, считают юристы.

Новым дистрибьютором Lada в Ливане стал местный импортер Nissan – компания Rymco. Руководство «АвтоВАЗа» рассчитывает в 2016 году удвоить экспорт в страны дальнего зарубежья. Кроме Ливана и Сирии среди покупателей значатся Египет, Венгрия и Тунис.

Иски и разрыв отношений с зарубежными партнерами произошли на фоне провала экспортной кампании «АвтоВАЗа» в исключительно благоприятных для зарубежных продаж экономических условиях. За минувший год экспорт «АвтоВАЗа» упал на 58%. Правда, падение пришлось, в основном, на страны ближнего зарубежья. В страны дальнего зарубежья завод смог нарастить поставки почти вдвое: по всему миру было продано 7700 машин. Экспорт «GM-АвтоВАЗ» в 2015 году сократился на 40%, до 2400 машин. Отметим, что в руководстве завода срыв планов по экспорту объясняли в том числе перепродажами их машин в третьи страны. При этом в 2015 году правительство рассчитывало на рост поставок за рубеж – чтобы компенсировать ими спад внутренних продаж автомашин. Аналогичные планы при слабом рубле у правительства есть и на 2016 год. При этом реальных мер господдержки экспорта почти не запланировано. Из 56 миллиардов рублей, заложенных в бюджет на поддержку автопрома, лишь 3,3 миллиарда предназначены на доведение авто до стандартов других стран и транспортировку машин до границ.

Чистый убыток «АвтоВАЗа» и его дочерних организаций в 2015 году вырос втрое по сравнению с 2014 годом. Убытки прошлого года составили 73,851 млрд рублей против 25,05 млрд рублей годом ранее.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Поволжье, Центр России, В мире, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Экономика,