Путин не пошел на поводу у предпринимателей
В распоряжении «Коммерсанта» оказался переданный на этой неделе главным правовым управлением администрации президента в правительство текст поправок в 181-ю статью Гражданского кодекса (ГК), определяющую срок давности для признания сделок недействительными. Как оказалось, отмечает издание, обещанное бизнесу президентом снижение срока давности по приватизационным сделкам на деле оказалось не более чем очередным «сигналом». Предложенная редакция ГК по-прежнему оставляет заинтересованным в пересмотре итогов приватизации лицам шанс обойти не только трехлетний, но даже и десятилетний срок. Одновременно поправки ухудшают положение миллионов граждан, не имеющих никакого отношения к приватизации.
Напомним, 24 марта на встрече с представителями бизнеса Путин поддержал предложение по сокращению сроков давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. «Это поможет бизнес-сообществу увереннее смотреть, строить перспективные планы по развитию своего дела, вкладывать средства в его развитие, и, надеюсь, внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности», – заявил тогда Путин.
В поправках срок давности для всех без исключения ничтожных сделок, к которым можно отнести и приватизационные, снижается с 10 до 3-х лет, а для оспоримых сделок повышается с 1 года до 3-х лет. То есть сроки унифицируются.
Если расценивать приватизационные сделки, происходившие с какими-то нарушениями, как ничтожные, то все на первый взгляд выглядит так, как этого и хотел бизнес. Однако, пишет «Коммерсант», при желании можно доказать, что такая сделка была не ничтожной, а оспоримой, а следовательно, срок давности для признания последствий сделки недействительными в этом случае считается с момента, «когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной». При этом оспоримыми, а в конечном итоге недействительными могут считаться сделки, совершенные с превышением полномочий, или сделки, совершенные под влиянием заблуждения. Под эти основания легко можно подвести и приватизационные сделки. И как раз срок давности, в течение которого такие сделки могут быть оспорены, увеличивается с года до 3-х лет.
«Поправки не только не улучшают ситуацию в отношении приватизационных сделок, а, напротив, ее ухудшают. Сейчас сделки по приватизации квалифицируются как ничтожные, и срок их оспаривания ограничен десятью годами. Однако нарушений при приватизации настолько много, что можно придраться к чему угодно, перевести такую сделку в категорию оспоримых и признать ее недействительной, когда заблагорассудится. Только такой путь и останется. А значит, срок давности по приватизационным сделкам фактически увеличивается до бесконечности»,– считает партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский.
Не повезет и добросовестным приобретателям недвижимого или какого-то другого имущества. Так, как по оспоримым сделкам срок давности увеличивается с года до 3-х лет, следовательно, и спать спокойно, не боясь лишиться приобретения, покупатель не сможет как минимум в течение 3-х лет. Кроме того, сейчас сделки с недвижимостью, не прошедшие процедуру госрегистрации, по закону считаются ничтожными. Например, человек продает квартиру, сделку по какой-то причине не регистрирует, но при этом в течение 10 лет может оспорить ее и вернуть свое имущество. Теперь у него в распоряжении всего 3 года.
По материалам «Коммерсант».
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».