AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «Нового Региона»: коллизия Майкла Джексона

Южноуральское правительство выполнило одну из поставленных губернатором задач – Челябинская область стала узнаваемым брендом. Продвинутое население России, включающее телевизор не ради сериалов и покупающее газеты не ради историй о забавах гламурной тусовки, уже не щурит глаз, удивленно вопрошая: «Челябинская область? А где это?» Теперь и в Москве, и во Владивостоке знают: Челябинская область – это там, где чиновников сажают целыми отрядами, фальшивого Шишкина покупают за миллионы, играют в солдатиков, а губернатор мнит себя великим полководцем. Вряд ли южноуральское правительство сознательно стремилось к такому имиджу, но получилось именно это. Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:

«Во всей чехарде событий последнего времени южноуральские власти демонстрируют, если вдуматься, собирательный потрет поп идола М. Джексона, который завершение своей феерической карьеры встретил на хорошо оборудованной детской площадке в ожидании судебных процессов. Как бы предупреждая многочисленный отряд седовласых малышей, вопиет горький опыт короля зарубежной эстрады: копание в комплексах, нажитых в нежном возрасте, до добра не доведет. А вот до слабоумия очень возможно.

Как известно, детства у маленького Майкла как такового не было. Он впрыгнул во взрослую жизнь крепко сбитым и где-то даже умудренным коммерческим продуктом. Репетиции чередовались с выступлениями, а внешние обстоятельства и скудная жизнь требовали решительных действий. Точно также и команда Сумина встретила конец 90-х прошлого века со скудным бюджетом и в трудных условиях быстроменяющейся среды, то и дело грозящей катаклизмами. Никаких тебе царских почестей и барских полномочий.

Джексон ответил на вызов времени вокальной и телесной пластичностью, Сумин показал не меньшую гибкость, проявляя чудеса мимикрии под все запросы политической моды. Будучи губернатором, он оставался лоялен Кремлю, и, при этом, водил дружбу с коммунистами и возглавлял патриотическое ОПД «За возрождение Урала». Был, так сказать, «за» Ельцина и «против» одновременно. Но в те «доисторические» времена некоторая доля федеративного сепаратизма (как сформулировали бы сейчас) даже приветствовалась и воспринималась в качестве «большей самостоятельности региона».

С выходом «Триллера» Майкл поднялся на самый гребень попсовой конъюнктуры и, наконец, обрел финансовую и личностную свободу от обстоятельств. Последующие концерты эту свободу только углубляли вплоть до того, что в итоге наш вундеркинд попал в некий вакуум. Оказалось, что и расширение персональной вселенной имеет границы. С аналогичной проблемой столкнулся и Петр Сумин. После всех лихолетий экономика более-менее начала раскручиваться на волне нефтегазовой конъюнктуры, потребовались металлы, везде и много, и в консолидированный бюджет потекли поступления. Ну и федеральные средства оказались как нельзя кстати. Наконец-то можно было перевести дух и перестать ходить с протянутой рукой. Лавровый венец на просвещенном лице преобразился поначалу в ореол победителя, а после стал отсвечивать даже, в некоторой степени, святостью. Сконцентрированная политическая власть в поисках новых границ обладания выдала запрос и на безусловный моральный авторитет.

Однако в сфере духовного господства действуют совсем другие законы, далекие от правил вертикали власти. Здесь нет явно выраженных границ и обрести статус в этой среде значительно сложнее, чем возглавлять десяток лет подряд топ-лист 50 Челябинской области. Такой поворот событий кого угодно может вогнать в невроз. Как двигаться дальше, если раздвижение пределов власти больше невозможно? Тоже своего рода вакуум.

Джексон, прослыв королем, стал обустраивать собственное царство, заботливо огородив его поначалу высоким забором, и реального, и ментального свойства. Поместье он назвал «wonderland» и в строгом соответствии с вывеской начал воплощать мечты. Чернокожий юноша превратился в бледнолицый «суперстар», отстроил резиденцию по шаблонам Уолта Диснея и пригласил на пиршество духа самую терпимую и наивную аудиторию – детей. Пирожное, мороженое и аттракционы составили ежедневный антураж впавшего в детство сорокалетнего мальчугана. Однако сквозь иллюзии уже стала проглядывать непрезентабельная реальность, как плата за самообман.

Петр Сумин также начал примерять на себя княжеские регалии. Рядом со зданием администрации области выросла помпезная резиденция губернатора с шикарной изгородью и парадным входом на замке. Новый областной краеведческий музей, приуроченный к «10-летию вместе», дополнил персональный музей Петра Ивановича. На малой родине выросла церквушка, само собой, святого Петра (а ведь сам то Сумин всю сознательную жизнь был атеистом). Заявления типа «кроме Путина мне никто не указ» или мат на пресс-конференции (помните, «ё*ть, все денег просите»), говорят о внутреннем перерождении некогда всенародно избранного губернатора. И, конечно же, самая благодатная и комфортная аудитория – придворная челядь, усердно имитирующая обожание простого народа. С ней так хорошо и приятно играть в солдатиков, в воинство, пусть не китайского губернатора Мин Су, так близкого душе южноуральского коллеги, но хотя бы Кутузова.

Джексоновская ребетня, вдоволь наигравшись в игрушки, вскоре показала зубки. На голову бедного Майкла посыпались один за другим иски о совращении малолетних. Ни одного случая в судебных разбирательствах не было доказано, но репутация оказалась сильно подпорченной, а кошелек изрядно опустел. Дабы избежать окончательного дефолта, подзабытый кумир вновь надумывает встать на реальную почву и продолжить музыкальную карьеру. Но возникает вопрос – можно ли войти в одну реку дважды и не будет ли смешон переродившийся герой в блестящих одеяниях двадцатилетней давности? Есть ли обратный путь, чтобы выпрыгнуть из духовных коротких штанишек?

Заблуждение, будто бы довольно к телу великого полководца прикрутить собственную голову и тем самым унаследовать победоносную славу, тоже ведь отдает некоторыми странностями. Наверно, все-таки, подобные детские забавы приходят на ум не самому губернатору, а верным соратникам, желающим потрафить шефу. И, тем не менее, ведь приходят же. Где гарантия, что, побаловавшись в королевскую рать, наперстники точно также, как в случае с Майклом, не подставят Сумина, и не погребут под обломками кризиса уже всю область? Ведь и тут, и там за розовыми иллюзиями факиров, как показывает жизнь, прорастают семена самой обычной алчности. В том то и проблема, что гарантии нет».

© 2007, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Россия,