Опыт южноуральцев: ЕГЭ – это чистой воды лотерея
В Челябинской области стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. И у южноуральцев сразу же возникло множество вопросов. Например, почему задерживают результаты – обещали через 5 дней после экзамена, а прошла неделя, почему не равноценны варианты заданий, как происходит начисление баллов. В редакцию «Нового Региона» поступило множество подобных вопросов: не сумев найти ответы самостоятельно, южноуральцы обратились за помощью к журналистам.
Вот некоторые из обращений: «У меня тестовая оценка 76 баллов, это пятёрка. Но у меня выполнено, как сказано на сайте, 92% работы, а если судить по баллам, то, соответственно, 76%». «Единственный сайт, который выложил результаты – http://www.egeinfo.ru/. Но в то же время там нет ни одного контактного телефона, и на вопросы в форуме там не торопятся отвечать». «Я допустила одну ошибку в части А и получила 96 баллов. Получается, что за 1 правильный ответ в части «А» ставится 4 балла? Но ведь в части «А» 31 задание. Думаю, нетрудно посчитать, что если одно задание – 4 балла, то только за идеально выполненную часть «А» можно набрать 124 балла! А ведь ещё части «В» и «С»!!! Выходит, ЕГЭ у нас должно быть не 100-бальным, а 300-бальным!». «Оказалось, что опротестовывать можно результаты только части «С». Части «А» и «В» не подлежат апелляции».
В Министерстве образования Челябинской области ситуацию никак не прояснили, а по поводу системы начисления баллов сказали, что долго объяснять. Всем недовольным оценками посоветовали подать на апелляцию, обратившись в собственные учебные заведения. Корреспонденты «Нового Региона» попытались разобраться в проблеме самостоятельно и выяснили, что каждый правильный ответ по русскому языку в заданиях «А» и «В» приносит один первичный балл. Выставление баллов в части «С» происходит по следующим критериям (в скобках мы приводим максимальное значение первичного балла):
Формулировка проблем исходного текста (1)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2)
Отражение позиции автора исходного текста (1)
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (2)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2)
Точность и выразительность речи (2)
Соблюдение орфографических норм (2)
Соблюдение пунктуационных норм (2)
Соблюдение языковых норм (2)
Соблюдение речевых норм (2)
Соблюдение этических норм (1)
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1)
Абсурд состоит в том, что «хорошист», допустивший 2 орфографические или 3 пунктуационные ошибки, получит 0 баллов по критериям «соблюдение орфографических норм» и «соблюдение пунктуационных норм». 0 баллов получит и «грамотей», не поставивший ни одной запятой и не написавший правильно ни одного слова!
Первичные баллы за сочинение выставляются экспертами. Максимальное значение – 20 первичных баллов. Максимальное количество первичных баллов за все части теста – 60. Затем результаты всех участников ЕГЭ проходят статистическую обработку в Центре тестирования Министерства Образования и преобразуются в тестовый балл. 60 первичных баллов соответствуют тестовому баллу 100. Главный же секрет, по мнению педагогов, в том, что нынешний облик ЕГЭ ориентирован на некоторый средний уровень выпускника средней школы. Отметим, что этот средний уровень должен быть заметно ниже уровня среднего вуза, так как далеко не все выпускники школы хотят или могут продолжать свое образование. Таким образом, начинает действовать закон больших чисел. Как это происходит? При статистической обработке результатов всех участников ЕГЭ по русскому языку математический закон больших чисел стабилизирует тестовые баллы на среднем уровне, который соответствует оценке «3». Количество участников ЕГЭ по русскому языку – более 600 тысяч человек, и значит, по закону больших чисел, двоечники получат завышенные оценки, результаты троечников будут близки к объективным, а отличники и хорошисты получат заниженный тестовый балл. Наибольшие неприятности это доставит тем, кому для поступления в вуз в сертификате ЕГЭ нужен высокий балл. Ориентация ЕГЭ на указанный средний уровень выражается и в структуре ЕГЭ, и в подборе тестовых заданий, и в выведении оценки из набранных баллов. Таким образом, в ЕГЭ заложены тенденции сдвига двоечника к тройке, а пятерочника к четверке. Цитата с официального сайта www.ege.edu.ru: «...даже выпускники самых сильных профильных школ не получают высшего балла 100 по соответствующим предметным КИМам ЕГЭ, то есть дифференцирующей силы этих тестов хватает для надежного различения достижений на высоком полюсе шкалы». Это означает, что, вероятно, в тесты ЕГЭ включены задания – «ловушки». Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Именно «ловушки» и определяют «дифференцирующую силу на высоком полюсе...». Вот примеры таких заданий: различить в тексте наречия и слова категории состояния, найти пример дистантного способа связи предложений, отметить правильный вариант «битва под Бородино» или «битва под Бородином»… Большинство участников ЕГЭ теряют баллы, сталкиваясь с подобными вопросами. В целом, самой массовой оценкой на ЕГЭ по русскому языку была и остается тройка, а средний тестовый балл по РФ уверенно застрял между значениями 50 и 51. Согласно статистике, школьные отличники на ЕГЭ по русскому языку выполняют правильно только около 80% тестовых заданий.
Учителя так же отмечают, что варианты ЕГЭ неравнозначны. Это относится не только к русскому языку, но и ко всем предметам, сдаваемым по этой системе. Сидящим рядом выпускникам могут достаться задания, на порядок различающиеся по сложности. Был случай, когда в ЕГЭ по физике были включены две задачи по одной узкой теме. Одна задача решалась в два действия в течение 3 минут, другую учителя – физики не смогли решить в течение часа.
Теперь об апелляции. Требуя пересмотра результатов экзамена, учащиеся должны заполнить специальный бланк заявления, который надо принести в школу. Полученные апелляции регистрируются в областном министерстве образования. Каждой из них присваивается свой номер, после чего они передаются в региональный центр обработки информации. Оттуда все отправляют в Федеральный центр тестирования.
Так как на экзамене учащийся заполняет только бланк регистрации, а сами экзаменационные работы имеют только штрих-коды, после получения Федеральный центр рассылает по регионам расшифрованные штрих-коды. Каждому из апеллянтов сообщается день и время рассмотрения его заявления. После этого начинает работу конфликтная комиссия, состоящая из тех экспертов, которые первоначально проверяли бланки ЕГЭ. В случае если проверяющему попадется работа, которая уже была у него в руках, для объективной оценки он обязан передать ее другому эксперту.
Кстати, апеллянты имеют право при повторной проверке присутствовать сами или же обратиться с такой просьбой к доверенным лицам: обычно ими становятся родители.
Конфликтная комиссия, как правило, не прибавляет больше трех баллов к оспариваемому результату, потому что министерство образования и науки требует от регионов четкое обоснование каждого прибавленного балла. Правда, был случай, когда выпускнику за экзамен по математике прибавили 23 балла, так как выяснилось, что при проверке работ в компьютере произошел сбой. При этом баллы пересчитали лишь подавшему на апелляцию.
Отметим, что ни в каких положениях не прописан срок, в течение которого выдаются новые свидетельства после пересмотра результатов и несколько раз возникали ситуации, когда выпускники могли не уложиться в сроки подачи документов в вузы из-за того, что после апелляции у них не было нового свидетельства.
Ну и, наконец, о самой форме проведения экзамена. Как выяснилось, одним школьникам выпадет счастье сдавать ЕГЭ в своей школе, другим приходится идти в чужую. Почему так происходит, объяснить никто не смог. Те, кто сдает экзамен «на родине» всегда сдает его лучше, чем «путешественник». Родные стены помогают в буквальном смысле. Если учеников чужих школ водят в туалет под конвоем и тщательно следят, чтобы они даже там не достали шпаргалку и не воспользовались телефоном, то для своих в качестве контролирующего зачастую садят физрука или секретаря директора, который великодушно дает списывать. Даже если на экзамене присутствуют проверяющие из других школ, их уводят «на чаек», а в это время в класс приходят предметники и дают необходимые консультации. В одной из южноуральских школ на ЕГЭ по алгебре в этом году использовали рискованное «ноу-хау»: в туалет водили не по одному, а собрав группу «желающих». В сортире выпускников ждал приятный сюрприз – консультанты с кучей справочной литературы. За решение всего комплекта заданий нежданные «ангелы» брали по 500 рублей. Впрочем, во всемирной сети Интернет уже в конце мая появились предложения купить ответы на задания ЕГЭ-2007 по всем предметам. Первоначально за каждый комплект просили по 600 рублей. «По мере приближения к экзаменам все цены возрастут на 50% – 70%», – предупреждал сайт и даже предостерегал: «Внимание! Не верьте мошенникам! Ни один сайт не может предоставить ответы раньше, чем за 5 дней до начала каждого экзамена. Именно в это время идет окончательная фасовка и рассылка вариантов ЕГЭ, с последующим формированием ответов». Так что за 4-5 дней до экзамена каждый желающий мог запастись необходимой информацией.
Челябинск, Анна Каткова
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».