Экспертиза «Нового Региона»: кочегар паровоза
Предвыборная кампания в Челябинской области стремительно набирает обороты. Правда, по большому счету, суетятся пока лишь «единороссы». Им нужно не просто пройти в федеральный парламент, поставлена задача одержать уверенную победу, то есть, набрать гораздо больше 50% голосов. Поэтому партия берется за любые проекты, все, что может вызвать симпатии электората – будь то ремонт дорог, строительство детских садов или ФОКов, инициируется и контролируется «Единой Россией». Но почему-то самый ответственный фронт – работу избирательного штаба доверяют беспартийному вице-губернатору Андрею Косилову. Чья-то ошибка, тонко закрученная интрига или проявления политического безволия? Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:
«Декабрьские выборы в Госдуму, где, судя по всему, Петру Сумину снова отведут роль электорального локомотива, примечательны тем, что это последняя избирательная кампания губернатора. В обозримом будущем, его плечо, накаченное мускулами административного ресурса, не потребуется. В связи с этим, имеет смысл пристальнее всмотреться в выпестованную им систему управления и осознать, насколько эта конструкция жизнеспособна без него. Избирательная кампания в качестве политического завещания подходит нам лучше всего.
Следует признать, что на Южном Урале в плане осуществления избирательных прав граждан складывается экстраординарная ситуация. То, что выборы в России без административного давления не обходятся – ни для кого не тайна, однако в Челябинской области даже на общероссийском фоне этот процесс носит беспрецедентный характер. Мы наблюдаем как сфера, которая по определению должна быть конкурентна, на глазах монополизируется одним отдельным человеком. Причем эта личность не представляет собой ни какую-либо политическую силу, ни исполнительную либо законодательную власть в чистом виде, ни избирательные органы. Он простой чиновник, хотя и проворный. Как случилось так, что госслужащий, даже в ранге первого заместителя губернатора, сконцентрировал в своих руках подобное количество рычагов – вот вопрос вопросов.
Возможно, Петр Сумин до сих пор думает, что деятельность его зама Андрея Косилова носит технический, ассистирующий характер и, чуть что случись, он легко одернет подчиненного. Однако в последние годы подобные представления все больше смахивают на очевидные заблуждения. Никто, понятно, фрондировать не станет и, если надо посечь, то и подставит нужное место, тем не менее, многие реальные действия администрации в своем основании имеют далекие от губернаторских интересов мотивы.
Возьмем выборную практику. Ее легитимность определяется областной избирательной комиссией. Стоит ли говорить, что назначение председателя Облизбиркома дело первостепенной важности. Кто возглавляет этот независимый орган в Челябинской области? Бывший чиновник областной администрации, между прочим, протеже Андрея Николаевича. Полезные связи, согласитесь.
Многих удивляло, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Косилов так много времени уделял судьбе Владимира Мякуша, который, собственно, преодолел нужный порог явки чудесным образом в 4 часа утра. Но, как заверяют, преодолел. Интерес стал понятен, когда Мякуш стал председателем ЗСО и лидером местных «единороссов». Тоже многим обязан Андрею Николаевичу и, конечно, свято верит в политтехнологические таланты последнего.
Так, что странного в том, что беспартийный чиновник на службе у государства теперь параллельно решил заняться раскруткой, хотя и близкой к власти, но бесконечно далекой от исполнительной ветви, партии? Вот ведь какая замечательная вещь получается; человек представляет мнение губернатора, не будучи главой региона, влияет на Законодательное Собрание, не входя в депутатский корпус, в почете у «Единой России», между тем, не располагая партбилетом, ведет предвыборные кампании, ни разу не заявляя собственную кандидатуру на каких-либо маломальских выборах. Все и ничего, везде и нигде. Фигаро здесь, Фигаро там.
Другое дело, что «Единая Россия» – это не просто партия, в данный момент она важна для политического устройства области как системообразующий фактор. Депутаты формируют законы, по которым живет Южный Урал. Выходит, что партийцы заранее расписываются в бессилии, признавая, что без административного ресурса они не представляют из себя ничего путного. Что же полезного можно ожидать от такого законодательного органа, перефразируя президента, слившегося в экстазе с исполнительной властью? Как они могут контролировать расходы губернаторской команды? Что они могут предложить населению? Отлично выстроенную вертикаль больших и малых начальников? Но выясняется, что вертикали как таковой нет. А бесконечные конфликты первого после первого лица области с главами муниципалитетов, и вовсе создают угрозу «Единой России» накануне выборов. И дело даже не в том, что обидевшиеся мэры могут отказаться помогать «единороссам», избирательным штабом которых руководит не в меру амбициозный вице-губернатор. Электорат, на который в последнее время мало обращают внимания, может окончательно разувериться в чистоте помыслов представителей партии власти и проголосовать за кого-нибудь другого.
Все это, увы, реалии нынешней политической системы. Абсолютное большинство депутатов имеют успешный опыт выборных кампаний, а многие преодолевали этот порог не по разу, и все пасуют перед нахальством административных рычагов и бюрократического давления, готовые отдать свою политическую судьбу в чужие руки. При этом рушится и структура властных органов, когда решение заявляет узкая группа приближенных лиц, а мнение остального депутатского корпуса опускается за ненадобностью. Причем не только самих депутатов, но и избирателей. Конструкция висит на одном гвозде. «Культик» личности Петра Ивановича приводит к тому, что главным распорядителем в области становится визирь, оккупировавший властные ресурсы с одной, кажется, заветной мыслью: самому занять теплое кресло.
Но шаткие конструкции имеют свойство ломаться, и что тогда? Хочется спросить: ребята, а когда паровоз сломается, вы так и будете по привычке обихаживать кочегара в надежде восполнить недостаток политической воли?»
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».